Диск порадовал и содержанием и миксом, который тут из серии погружающих в музыку. Невидимая, но ощущаемая каждой клеткой, густая атмосфера, которую можно потрогать рукой; ненавязчивые [звуковые] образы в объемном пространстве, отличный звук - никакого намека на колонки! Миксу 9-10. Едиснственное, местами и то и то скучновато-затянуто, хочется пропустить; в остальной же части - "ух".
В 1998 году, незадолго до рождества, Стив Уилсон заключил соглашение со звукозаписывающей компанией «Snapper music». Это привело к созданию нового лейбла под названием «K-Scope». Музыканты «Porcupine Tree» всегда чувствовали себя «большой рыбой в маленьком пруду», когда работали на музыкальной студии «Delirium». И вот наступил момент, когда студия не могла продолжать финансирование развивающейся команды. Рассказывает Уилсон: «Нам нужно было много денег на создание нового альбома. Нужно было снять видеоролик, выпустить три сингла из альбома. Вся эта чепуха, все эти игры... Я имею в виду, что мне не нравится делать что-то, когда тебе надо это делать. Но смысл в том, что если этого не сделать, то твоя музыка не дойдет до народа. У студии «Delirium» не было средств на выпуск нашего альбома, поэтому нам пришлось уйти».
"На запись альбома «Signify» был выделен чисто символический бюджет в 2000 фунтов-стерлингов. На самом деле у нас было много денег на запись альбома, но мы потратили всего 15000 фунтов-стерлингов. Это действительно незначительная сумма, если сравнивать с бюджетом других групп".
Впервые группа начала использовать вокальные партии в альбоме «Signify». Это получило продолжение и в альбоме «Stupid Dream» (в переводе «глупые мечты»). На диск вошло 11 композиций (не считая 28 секундную вводную композицию), длительностью от 3 до 8,5 минут. Рассказывает Уилсон: "Такие песни как "Every Home Is Wired" и "Waiting Phase One" - это явный пример нашего перехода к использованию песенного материала. Я считаю, что альбом «Stupid Dream» стал логическим продолжением этому".
В «Stupid Dream» вошло больше песенных композиций, чем в предыдущие альбомы. Это был самый коммерческий проект за всю историю существования группы. В то же время, все характерные элементы музыки Porcupine Tree в нем сохранились.
"Я хотел, чтобы альбом полностью состоял из хороших песен. Как музыканту, мне гораздо интереснее стало заниматься сочинительством песен, чем инструментальных композиций. Когда мы работали над созданием более ранних альбомов, то основная работа касалась верного звучания музыки и последовательности композиций. Конечно, сейчас нас тоже это беспокоит, однако самое важное теперь - это смысл песен".
"Пока я писал альбом, я прослушал массу песенного материала. Хочу отметить, что больше всего на меня повлияли записи Брайана Уилсона и группы Beach Boys. Я слушал много всего: например, группу Pet Sounds и все виды гармонического пения, а также Тодда Рундгрена, Crosby, Stills, Nash, & Young - все, что казалось мне качественным групповым пением. У меня возникла интересная идея: поп музыка является в некотором роде экспериментальной симфонией".
С точки зрения лирики тексты песен стали более личными, чем раньше. Рассказывает Уилсон: "В этот раз я просто писал о самом себе, о своих секретах и чувствах - вся та сентиментальная чепуха, которую обычно пишут в песнях. Я пришел к выводу, что самые лучшие стихи - это стихи о себе самом".
Название альбома Стив Уилсон объясняет так: "Пока я писал песни, я ясно осознал всю противоречивость собственного положения. С одной стороны, я - музыкант, артист. Я стараюсь ко всему подойти творчески, сам пишу песни. С другой стороны, когда альбом написан, творческая часть процесса завершается. Я выхожу на музыкальный рынок и начинаю рекламировать и продавать этот альбом. Это абсолютно противоречивые ощущения. Процесс продажи альбома не назовешь творческим. Это достаточно цинично - торговать собственной музыкой. Но от этого никуда не денешься. Я имею в виду, если современный музыкант хочет выжить как музыкант, он должен, в некотором роде, торговать собой как проститутка, продавать свою музыку и свое искусство. Я четко осознал противоречивость своего положения. Если много об этом думать, то можно сойти с ума. Все это действительно кажется абсурдом. Эта мысль пришла мне еще тогда, когда, будучи подростком, я начинал писать музыку и мечтал стать музыкантом. Я думаю, многие дети мечтают стать поп-звездами или профессиональными музыкантами. Хотеть стать знаменитым и думать, что жизнь сплошная сказка - это «глупая мечта». И конечно, в реальности профессиональным музыкантам приходится очень много работать. Эта работа может разбить сердце, оставить много разочарований. Кроме того, придется много трудиться и много ездить".

Смысл вышесказанного угадывается, если смотреть на обложку диска. "В тот момент, когда вы садитесь и начинаете обсуждать со звукозаписывающей компанией, как она собирается выдвигать на рынок вашу музыку - альбом становится товаром. Идея обложки CD уже была у меня в голове, когда диск сошел с конвейра. Очевидно, концепция обложки далека от музыки, записанной на диске. Но мне хотелось, чтобы во всем сквозило ощущение противоречия. Главное заключается в том, что люди, слушающие Porcupine Tree, знают, что мы не та группа, которая относится к своей музыке с исключительно коммерческой точки зрения. И я подумал, что было бы неплохо поместить на альбом картинку, которая бы отражала все это. Какая мечта может быть глупее, чем хотеть писать музыку и после продавать ее?"
Композиции с дискаКомпозиция «Even Less» (в переводе «Даже меньше») уже исполнялась вживую на концертах в 1998 году. Тогда это была эпическая композиция продолжительностью больше, чем 15 минут. Рассказывает Уилсон: "Оригинальная композиция длилась 17 минут и запись изначально тоже длилась 17 минут, так как мы ничего не выбрасывали из песни. Просто смешно вспомнить, сколько раз мы перезаписывали этот трек".
В итоге Уилсон использовал в альбоме лишь первую часть песни. Вначале планировалось выпустить полную версию на виниловом диске, но, в конце концов, вторую часть песни добавили в качестве бонус - трека на CD- сингл «Stranger by the Minute».
В завершении песни «Even Less» женский голос произносит какие-то загадочные числа. Рассказывает Уилсон: «Числа в песне «Even Less» - это номера коротковолновых станций, используемых разведкой для передачи закодированных сообщений международным агентам. Официально существование таких станций никогда не подтверждалось, а их реальное предназначение никому не известно. Послания невозможно раскодировать без определенного ключа, поскольку сообщение кодируется произвольным шифром".
Песня «Piano Lessons» (в переводе «Уроки игры на пианино»). Рассказывает Уилсон: «Piano Lessons» стала самой психоделической песней Porcupine Tree, не считая ранних записей группы. На композицию был снят подходящий эксцентричный клип».
Он действительно был эксцентричный. В этом сверхъестественном видео участники группы ходят в странных масках и держат знаки с явно маркетинговой терминологией. Все это очень созвучно идее Уилсона, также как и слова этого первого сингла: «Забудь о своих планах, готовься к тому, что тебя продадут (...) Меня продают по 10 штук в упаковке (в пяти вариациях)».
Песня «Stupid Dream» (в переводе «Глупая мечта»). Непродолжительная (всего 28 секунд) лирическая композиция, с записью оркестра и другими звуковыми эффектами.
Песня «Pure Narcotic» (в переводе «Чистый наркотик»). Второй сингл в альбоме. В песне использована музыка акустических гитар, металлофона, пасторального пианино, гармонический вокал. В песне замечательные слова. Сингл, вышедший на отдельном CD, также включает версию композиции «Tinto Brass», исполненной вживую, и еще один трек из альбома «Stupid Dream».
Песня «Slave Called Shiver» (в переводе «Раб под названием трепет»). Рассказывает Уилсон: "Это песня о неправильной любви. Я имею в виду, песня о ненужной любви. Песня о том, как один человек одержим чувством к другому, однако не получает ничего взамен. Тема композиции перекликается с темой другой песни - «Don't Hate Me». В ней также речь идет об одержимости неразделенным чувством. Лично мне даже кажется, что «Don't Hate Me» (в переводе «Не надо ненавидеть меня») - более экстремальная версия, поскольку в ней человек на самом деле начинает преследовать предмет своей страсти, непрерывно звонить, и, постепенно сходить с ума. В «Slave Called Shiver» меньше крайностей. В ней поется о человеке, который очень сильно любит и одержим своим чувством. Чувство безответное, и здесь скрыт жестокий подтекст. В песне «Pure Narcotic» поется все о том же".
«Don't Hate Me» - в этой песне «Porcupine Tree» впервые использовали саксофон.
«This Is No Rehearsal» (в переводе «Это не повторится»). Песня уже звучала на концертах во время европейского тура 1998 года. Рассказывает Уилсон: "Эта песня навеяна трагическими событиями, произошедшими в Великобритании пару лет назад. Ребенка похитили в супермаркете, пока его мать за чем-то отвернулась, а позже его истерзанный труп нашли возле железнодорожных путей. Самая жуткая вещь это то, что истязатели-убийцы сами оказались детьми". Песня являет собой великолепное сочетание полуакустических элементов, отчаянный вокал, смесь направлений рейва и тяжелого метала.
«Baby Dream In Cellophane» (в переводе «Ребенок спит в целлофане»). Рассказывает Уилсон: "Слова исходят из души самого ребенка: "Я в своей коляске". Песня немного циничная, поскольку в ней говорится о том, что все в жизни мальчика предопределено с самого рождения, все предрешено обществом. Голос ребенка звучит из коляски: "На самом деле все не так, я не собираюсь идти этой дорогой, которую выбрали за меня. Я хочу вырваться". Это похоже на песни протеста подростков. Если вы помните группу «Nirvana», исполнявшую песни о восставших подростках, то по аналогии можно сказать, что я написал песню о восставшем ребенке".
Этот короткий психаделический трек очень напоминает ранние композиции группы «Pink Floyd», особенно редкую запись «The Embryo» и центральную часть песни «Set the Controls for the Heart of the Sun».
«Stranger by the Minute» (в переводе «Незнакомец на минуту») стала вторым синглом. Этот диск - очень интересная вещь, так как он содержит не только вторую часть композиции «Even Less», а также увеличенный видео раздел с записью клипа на песню «Piano Lessons». Сама песня представляет собой красивую поп композицию с чудесным гармоническим вокалом.
«A Smart Kid» (в переводе «Умный ребенок»). В этой песне Уилсон возвращается к теме, уже затронутой в «Radioactive Toy». Слова о единственном выжившем после (атомной или химической ?) войны, которого подобрал корабль пришельцев.
«Tinto Brass» - это единственная групповая композиция в альбоме. Песня написана в привычном для «Porcupine Tree» инструментальном стиле. Вдохновил музыканта к ее написанию образ итальянского режиссера Тинто Брасса. Песня начинается с речитатива на японском языке. Рассказывает Уилсон: "О да, здесь действительно говорят на японском! Моя девушка родом из Японии и у нее есть все фильмы этого режиссера. Я готов поклясться, что в Англии невозможно найти фильм Тинто Брасса. Здесь этот режиссер никому неизвестен. Я имею в виду, что даже я не знал, кто он такой. Я однажды случайно увидел его имя на обложке видеокассеты. Постепенно я стал получать о нем все больше и больше информации. Я искал сведения о Тинте Брассе в английских книгах и журналах о кино, но не мог ничего найти. У моей девушке есть книги о кино на японском языке и я попросил ее поискать информацию о Тинто Брассе в них. Она нашла краткую биографию: где он родился, какие фильмы создал. Когда она спросила: "Мне перевести это для тебя?" (она знала, что я хочу использовать эти слова в своей композиции), я ответил: «Не надо. Я бы хотел, чтобы слова прозвучали на японском языке. Сделай это для меня». Но это всего лишь про фильмы, которые он создал и информация о том, где он родился...Ничего особенного".
«Stop Swimming» (в переводе «Хватит плавать»). Говорят, что на написание этой песни Уилсона вдохновила одна из его любимых групп - «Talk Talk». Рассказывает Уилсон: "Когда я писал музыку к этому альбому, я понял, что пишу о себе и о своем отношении с музыкальной индустрией, о том, где мое место в музыкальном бизнесе и прочее. Композиция вроде "Stop Swimming"... возможно настала пора прекратить плавать... все это нагоняет мысли о том, что пора все бросить и плыть по течению. Порой это желание очень сильно. Я надеюсь, что я ему не поддамся. Никогда".
Итак, в целом об альбоме. Чтобы узнать личное мнение автора этой статьи об альбоме, читайте обзоры на страницах DPRP. Отзывы фанатов группы «Porcupine Tree» по поводу этого альбома были весьма противоречивы. «Stupid Dream» называли слишком коммерческим альбомом. А также говорили, что если бы не «Sky Moves Sideways», то его можно было бы назвать лучшей вещью, когда-либо созданной группой.