Blu-ray Портал SACD Портал DVD-Audio Портал DTS Портал DVD Портал DualDisc Портал
Многоканальная Музыка (Surround SACD & DVD-Audio)

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Купить диски можно в интернет-магазинах
 Forum Rules Правила раздела

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Древовидный · [ Стандартный ] · Линейный

> Grechaninov / Bruffy "Passion Week", SACD

Оцените многоканальную запись:
 
10 [ 2 ] ** [66.67%]
9 [ 1 ] ** [33.33%]
8 [ 0 ] ** [0.00%]
7 [ 0 ] ** [0.00%]
6 [ 0 ] ** [0.00%]
5 [ 0 ] ** [0.00%]
4 [ 0 ] ** [0.00%]
3 [ 0 ] ** [0.00%]
2 [ 0 ] ** [0.00%]
1 [ 0 ] ** [0.00%]
Всего голосов: 3
Гости не могут голосовать 
Подписка на тему | Сообщить другу | Версия для печати
Elephantus
post 15/03/2008, 00:07
Сообщение #1


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Grechaninov / Bruffy "Passion Week" SACD

Alexander Grechaninov (1864-1956)
Passion Week, Op.58
Sung in Church Slavonic


Grechaninov / Bruffy "Passion Week" , SACD

Гибридный SACD 5.0

Total time 74:00

Caroline Markham mezzo-soprano
Paul Davidson tenor
Bryan Taylor baritone

Phoenix Bach Choir
Kansas City Chorale
Charles Bruffy
  1. Behold, the Bridegroom 5:49
  2. I see Thy bridal chamber 2:35
  3. In Thy Kingdom 7:38
  4. Gladsome Light 3:19
  5. Let my prayer be set forth 7:09
  6. Now the powers of heaven 7:16
  7. At Thy mystical supper 5:40
  8. The wise thief 3:29
  9. Thou who clothest Thyself 5:33
  10. The Lord is God… The Noble Joseph 4:49
  11. Weep not for me, O Mother 5:20
  12. As many of you; Arise, O God 4:55
  13. Let all mortal flesh 9:38

Recorded in: Church of the Blessed Sacrament, Kansas City, Kansas, USA 26 and 27 March 2004
Producer Blanton Alspaugh
Sound Engineer John Newton
Mastering Jonatan Cooper


Chandos Records, Ltd (CHSA 5044, 0 95115 50442 0), 2007
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Elephantus
post 15/03/2008, 00:16
Сообщение #2


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Grechaninov1
История этого произведения поразительна. Страстная Седмица впервые исполнялась 16 ноября (с.с.) 1912 в Москве Московским Синодоидальным хором Васильева и на следующий год в С.-Петербурге под управлением автора, а потом наступило забвение до 90х годов. В 1995 Русская Государственная симфоническая капелла под управлением Валерия Полянского записала это произведение на Chandos. Запись на 15 минут короче этой. И там же Полянский записывает Op.79 «Демественная литургия», написанную с привлечением музыкальных инструментов для церковной службы, явившейся одной из причин забвения композитора церковью, а с учетом его эмиграции и государством. В настоящее время Страстная Седмица исполняется одним - двумя хорами в России и практически неизвестна на западе – до этой записи. Эта запись из пяти номинаций Грэмми (одна по тематике форума) получила только одну статуэтку (техническую), но событие оказалось очень заметным и у них и у нас. Даже Патриархия на своем сайте http://www.patriarchia.ru не переменула обратить внимание на такое мирское мероприятие, как награждение Грэмми. Сама же музыка мелодична и печальна, причем мелодичнее Рахманинова! Она проще в смысле полифонийности Всенощной последнего, не использует знаменных распевов, но при этом имеет бесконечно родное звучание. Запись сделанная в два хора не случайна, об это в ссылках. Более пятидесяти человек расположились в достаточно узком вытянутом в длину храме. Это наложило отпечаток на запись, резонансы отражаясь от боковых (не задних стен) оказываются вокруг, создавая эффект хора почти вокруг.
Это прекрасное предпасхальное дополнение к Всенощной Рахманинова, составляя две жемчужины русского хорового искаства.
Цитата(http://mirslovarei.com/)
ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ - (13.10.1864, Москва - 4.1.1956, Нью-Йорк) - композитор. Из семьи мелкого торговца. Музыке обучался в Московской консерватории (1881-90: среди педагогов С.Танеев, А.Аренский, В.Сафонов) и в Петербургской консерватории (189 Q-93, класс композиции Н.Римского-Корсакова). С 1896 жил в Москве. Сотрудничал с Художественным театром (муз. к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого, «Снегурочка» А.Островского). С 1903 - заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года - педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных. Г. начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы. Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова. В той же стилистике выдержаны его первая опера «Добрыня Никитич», поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл. партии выступал Ф.Шаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и т.д. Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г. по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и т.д.), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии. Со 2-й половины 1890-х Г. обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора. В русский период своей жизни он, вместе с А.Кастальским, являлся крупнейшим представителем т.н. «нового направления» в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви - «школы Синодального училища». Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой - современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала). В своей статье «Несколько слов о «духе» церковных песнопений», опубликованной в газете «Московские ведомости» в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г. писал: «Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе»... Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в «Парсифале» или «Борисе Годунове» или же в «Хованщине», и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении». В другом выступлении на ту же тему Г. развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: «Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь... Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров» (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1). В «русский период» Г. создано: три литургии (из них Третья, «Демественная» - в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл «Страстная Седмица» и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор. 19 «Воскликните Господеви» и «Волною морскою»; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом. Сенсационный успех имела также часть «Символ веры» из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это «Верую» произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье. В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г. дореволюционного периода является хоровой цикл «Страстная Седмица» - литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную Седмицу» очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века. В конце 1900-х - начале 1910-х Г. пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, «Сестре Беатрисе» по М.Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С.Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш.Бодлера и русских поэтов-символистов. В 19 10-х Г. пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я ред. - 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я ред. с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинку Шаляпиным). Г. сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил «Похоронный марш» памяти Н.Баумана), а потом Февральскую революцию (совм. с К.Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России»). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке. За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы Н.Кошиц. В зарубежный период Г. были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М.Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение). Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-е - 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica («Вселенская месса») для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением С.Кусевицкого, премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л.Стоковского. В России духовная музыка Г. зарубежного периода, как и др. его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г. с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе», осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз.). Г. скончался в возрасте 91 года. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им.М.Глинки.


Цитата(Духовно-музыкальный журнал «Регентское дело» №7(43) 2007 http://regentskoedelo.org/)
М. В. Михеева
Духовное творчество А. Т. Гречанинова
(новое в традиции)

«Хвалите Бога во святых Его,
Хвалите Его во гласе трубном,
Хвалите Его во псалтыре и гуслях,
Хвалите Его в тимпане и лице,
Хвалите Его в струнах и органе,
Хвалите Его в кимвалех восклицая:
Всякое дыхание да хвалит Господа».

«Тут и орган, тут и полный состав оркестра, которым пророк предлагает пользоваться во славу Божию, чем Западная церковь и пользуется, а что у нас считается от "лукавого". Почему?» (1)

Имя Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) нельзя отнести к числу имен забытых русских композиторов. Тем не менее, нельзя утверждать, что его наследие полностью изучено и объективно оценено. Самое ценное, созданное Гречаниновым в России и за рубежом, связано именно с жанрами церковной музыки. В данной сфере композитором создано более 150 самостоятельных, либо входящих в состав циклов, песнопений разных жанров, для хора a cappella или с инструментальным сопровождением. Это четыре Литургии св. Иоанна Златоуста, пять месс, шесть мотетов, монументальные хоровые циклы «Страстная седмица» и «Всенощное бдение», духовная кантата «Хвалите Бога», две концертные арии на духовно-канонические тексты («Хвалите имя Господне» и «Благослови, душе моя, Господа») и множество других песнопений. Между тем эти сочинения даже не вошли в список опусов композитора в шеститомной «Музыкальной энциклопедии» (2). Таким образом, хотя Гречанинов и признается одним из основоположников Нового направления в русской церковной музыке, его творчество в этой области по-прежнему остается недостаточно известным, нуждающимся в исследовании, издании, исполнении.

Духовное наследие Гречанинова отличается жанровым разнообразием. На первом этапе, с 1897 по 1912 год, композитор творил в традиционной манере церковного пения a cappella (две Литургии, хоры ор. 24, 26, 32, 44, 71, «Страстная седмица», «Всенощное бдение»). Песнопения для православной Церкви, выдержанные в традициях хорового пения без сопровождения, принятого на Руси со времен Крещения, составляют наиболее значительный пласт духовно-музыкального наследия Гречанинова. Второй этап, 1912-1917 годы, отмечен поворотом к сочинению произведений вне a cappell'ного жанра и характеризуется созданием духовно-концертного «ответвления» православной музыки («Демественная литургия», хоры ор. 80). Третий этап, годы 1922-1932, – продолжение линии творчества для православной Церкви в жанре хора a cappella (ор. 94, 107, 136). Четвертый этап, 1933-1943 годы, выделяется интересом композитора к музыке для католической церкви. В этот период были сочинены все песнопения Гречанинова на латинские тексты и Два псалма ор. 164 на древнееврейский текст. Поздний, пятый этап охватывает 1945-1950 годы, когда были созданы последние произведения композитора для православной Церкви (Литургия № 4 «Новый Обиход»). Таким образом, духовная музыка Гречанинова, разнородная по жанрам, конфессиональной ориентации и практическому предназначению, сочинялась на протяжении почти всего творческого пути композитора (за исключением первого десятилетия творчества, 1887-1896, и годов гражданской войны – 1918-1921).
Еще раз подчеркнем, что громадное по объему наследие классика заслуживает специального, тщательного исследования. В рамках же данной статьи будут представлены лишь основные творческие позиции композитора как автора традиционных жанров церковной православной музыки.
Сильнейшая тяга композитора к духовной музыке коренилась в особенностях его происхождения и воспитания, в семейных традициях, унаследованных им от родителей. Посещение служб было строго обязательным, мальчик пел в приходском хоре и «дьячил» дома с отцом. Духовное пение, таким образом, составило одну из основ слухового багажа музыканта, было первой музыкой его детства. В период обучения в Петербургской консерватории Гречанинова больше интересовали светские жанры, но когда он вернулся в Москву, детство напомнило о себе: «Вот уже сколько лет я пишу и романсы, и светские хоры, я сочинил и квартет, и симфонию, задумал оперу, а у меня нет до сих пор ни одного церковного хорового сочинения. И я решил написать обедню» (3). Эта «обедня», то есть Литургия № 1 ор. 13, была успешно исполнена 7 октября 1897 года Синодальным хором.
Интересными подробностями о начале музыкального содружества композитора с Синодальным хором поделился А. В. Никольский: «В Синодальном хоре он (А. Т. Гречанинов) дебютировал своей Литургией № 1, которая по настоянию Степана Васильевича (Смоленского) была разучена хором по рукописи и затем исполнена в закрытом концерте для приглашенных лиц. Несомненно, в период репетирования у автора происходили частые разговоры и со Степаном Васильевичем, и с В. С. Орловым, А. Д. Кастальским и другими. В чем они состояли, нетрудно догадаться, так как вслед за Литургией, написанной на началах строгой гармонии, появились в программе Синодального хора и «Воскликните»,и «Свете тихий»,и «Хвалите»,и прочее из первых духовных композиций г. Гречанинова. Известно, что эти сочинения от начала до конца русские, в них «Русью пахнет»;и сверх того в них слышатся отголоски древних напевов в свободной, смелой и интереснейшей обработке» (4).
Под влиянием идей С. В. Смоленского и под впечатлением от концертов Синодального хора у Гречанинова сложилась собственная эстетическая позиция, отличавшаяся глубоким интересом к древнерусским распевам, сознанием необходимости «вернуться к древнему славянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему, как своему близкому, родному» ( 5). И если в Литургии № 1 черты «нового» церковного стиля еще не заметны, то в написанных годом позже Двух хорах ор. 19 («Волною морскою», «Воскликните Господеви») они более чем явны.

Гречанинов внес немало оригинального, свежего в стиль песнопений, в том числе построенных на цитируемых старинных попевках. Между тем подобное обновление музыкального языка не всегда встречало понимание и поддержку у современников. «Я решил тогда, – писал он, – посредством печати начать борьбу с этим закоснелым явлением и написал статью под заглавием «О духе церковных песнопений» (6)» (7)». Основные положения этой статьи долгое время служили идейным фундаментом духовного творчества Гречанинова. Он задается вопросом: «Какую музыку, действительно, следует считать идеальною для нашей православной Церкви? Где найти мерило этой церковности и этого духа церковных песнопений?» И отвечает: самое важное – «соответствие музыкального содержания данного произведения содержанию текста. Чем более в нем этого соответствия, тем более его следует признать в духе Церкви». Разъясняя далее собственную позицию, Гречанинов подчеркивает: «Бесконечное разнообразие текста требует для своей иллюстрации и музыку бесконечно разнообразную по своему характеру и оттенкам». Этот тезис весьма существенен для понимания принципов, лежащих в основе музыкального воплощения слова самим Гречаниновым. Уже в первых его духовных сочинениях важным средством такого воплощения становится картинность, иллюстративность (в тех случаях, когда текст дает для этого основания).

Автор касается также вопросов гармонии и церковно-певческой интонации. «Если условие соответствия музыки тексту будет выполнено, то выполнено будет и требование, чтобы в церковной музыке не было ничего изысканного, чувственного или сентиментального, а тем более слащавого или пошлого». Наконец, Гречанинов определяет уместные, с его точки зрения, особенности музыкальной формы в право-славной церковной музыке. В частности, он допускает применение в ней имитационной полифонии (в чем несколько расходится с С. В. Смоленским). «Всякая форма годится, лишь бы она толково и уместно была употреблена, и лишь бы выполнены были следующие главные условия: во-первых, слова должны произноситься одновременно во всех голосах или, при контрапунктической работе, быть так искусно распределены между голосами, чтобы слушатель совершенно отчетливо мог следить за текстом. Во-вторых, чтобы текст был правильно и грамотно декламирован».

Обобщая, композитор заключает: «Итак, какую же музыку нужно считать соответствующею духу нашей Церкви? Я знаю музыку пошлую и благородную; изысканную и простую; музыку слащавую, сентиментальную и музыку суровую, строгую. Если духовно-музыкальное произведение подходит под первые определения, оно никуда не годится; если же оно соответствует тексту, если оно просто и благородно, слова ясно слышны и правильно декламированы, то такое сочинение вполне достойно быть исполненным в церкви и потому «церковно». Так Гречанинов определил главный, с его точки зрения, критерий церковности музыки, на который он будет опираться в своих собственных произведениях, по меньшей мере, ближайшие 10-15 лет.

Примечательно, что одновременно с началом сочинения А. Т. Гречаниновым духовных песнопений, в «Русской музыкальной газете» появился специальный отдел «Церковная музыка», и в том же 1897 году свящ. В. М. Металлов формулирует свод правил для гармонизации в строгом церковном стиле, определяя, в частности, следующие признаки произведения, написанного в таком стиле:
«1) подлинная церковная мелодия из древних распевов сохраняется в одном из голосов;
2) диатонический строй основной мелодии, исключающий всякий хроматизм при ее гармонизации; <...>
4) простейшие, главным образом трезвучные сочетания тонов звукоряда;
5) диатонические проходящие и вспомогательные ноты, задержание, предъем,
септаккорды с их обращениями не составляют принадлежности строго церковного
стиля и весьма изредка могут быть допускаемы. Модуляция допускается только самая простая, не нарушая диатонического строя мелодии и гармонии;
6) текст должен быть удерживаем без изменений, без повторений, с одновременным произношением его всеми участвующими в пении голосами»
( 8).

Конечно, музыка Гречанинова (равно как и других выдающихся представителей Нового направления) заметно выходила за рамки традиционных выразительных средств. Например, аккордика «Страстной седмицы» ор. 58 (1911) и «Всенощного бдения» ор. 59 (1912) включает не только септаккорды и их обращения, но и нонаккорды, не говоря уже о разнообразии и свободном применении неаккордовых звуков. Позднее, характеризуя свой особый аккордовый стиль, Гречанинов назвал его симфоническим, а прием повышенного фактурно-гармонического насыщения ткани (предельного для того времени), примененный в этих крупнейших a cappell'ных его партитурах, – симфонизацией. Об этом же писал и корреспондент «Русских ведомостей» после московских премьер «Страстной седмицы» 16 ноября и «Всенощного бдения» 18 ноября 1912 г. «Гречанинов – один из редких у нас мастеров чистого хорового стиля (a cappella) – пошел здесь, кажется, дальше, чем где бы то ни было в своих прежних сочинениях, в смысле «симфонизации» хора, т. е. использования человеческого голоса как специфического элемента полифонии, полиритмии и политембрии. <...> Все это придает «Страстной седмице» большой музыкальный интерес, хотя, как приходилось слышать, может вызвать некоторые нарекания с чисто церковной точки зрения» (9). «Та же «симфонизация» хора, та же сложная раскидистость партитуры, та же гибкая и смелая гармония, и все это с сохранением, однако, необходимой стильности» (10).

В результате широкого привлечения этих приемов Гречанинов создает в своих опусах 58 и 59 торжественно-монументальный стиль русского хорового необарокко. Композитор возрождает принцип многохорного письма, соответствующий старинному типу антифонного пения, двухклиросному расположению хоров в православных храмах: певчие делятся на группы, с периодическим выделением из хора солистов. Возрождается также характерный для барочно-концертного письма принцип сопоставления, перекличек и итогового объединения крайних, взаимно отделенных вокальных регистров в аккордовом полнозвучии. Отметим, что данный стиль отнюдь не является неким подражанием давно забытым стилям, а представляет собой качественно новый, оригинальный, вбирающий черты, принадлежащие разным эпохам и странам.

Следует указать, что подобное расширение звуковой палитры хорового звучания было связано с возможностями уже упоминавшегося московского Синодального хора, а также исполнительским искусством лучших хоров Петербурга – Придворной певческой капеллы под руководством регентов М. Г. Климова, А. Г. Чеснокова и знаменитого хора А. А. Архангельского. Особыми достоинствами певческой школы русских хоров серебряного века, привлекавшими внимание слушателей и отмечавшимися музыкальными критиками, почитались тембровое великолепие и мощь басов-октавистов. Гречанинов, прекрасно знавший исполнительские возможности этих хоров, предназначал свои труднейшие хоровые партитуры именно для этих коллективов. Глубокие низы, доступные лишь для басов-проффундо, создавали яркий колористический эффект аккордового полнозвучия. Но с другой стороны, подобные исполнительские трудности препятствовали широкому распространению сочинений, так как делали их недоступными для малых хоров, составлявших основную массу коллективов тогдашней России. Те же причины не позволяют распространяться гречаниновским шедеврам и в нынешней исполнительской практике.

Итак, если суммировать нововведения А. Т. Гречанинова в области духовной музыки, этот композитор предстанет в контексте его эпохи как смелый новатор, последовательно добивавшийся не только определенных художественных целей, но и индивидуальных представлений о месте и цели музыки в богослужении. Композитор шаг за шагом осуществлял замыслы, способствовавшие обновлению и художественному совершенствованию церковного репертуара. Безусловно, духовно-музыкальное наследие автора, великое по объему и художественному значению, достойно быть признано шедевром мирового масштаба.

Примечания:
Гречанинов А. Т. Моя музыкальная жизнь. Париж, 1934. С. 94.
Келдыш Ю. В. Гречанинов Александр Тихонович // Музыкальная энциклопедия в 6-ти тт. / Ред. Ю. В. Келдыш. М., 1973-1982. Т. 2. Гондольера-Корсов. М., 1974. С. 50-52.
Гречанинов А. Т. Моя музыкальная жизнь. С. 60.
Никольский А. В. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Си-нодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / Сост. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманинова. М., 1998. С. 158-159.
Гречанинов А. Т. Моя музыкальная жизнь. С. 64.
Гречанинов А. Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений // Московские ведомости. 1900. № 56. С. 3-4.
Гречанинов А. Т. Моя музыкальная жизнь. С. 63.
Металлов В. М. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строго церковного стиля гармонии. М., 1897. С. 72.
9. «Страстная седмица» Гречанинова» // Русские ведомости. 1912. № 267. С. 5.
10. «Всенощное бдение» Гречанинова // Там же. № 268. С. 5.


Музыка – 10
Запись – 10
Многоканальность - 10
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Murarius
post 15/03/2008, 12:06
Сообщение #3


The Observer
*****

Группа: Участники
Сообщений: 2,053
Из: Москва

Аудио диски:  186  / 126
Музыкальные DVD:  4  / 2


Искуситель Вы, Elephantus... 01-regular_smile.gif
Добавил в корзинку. К Страстной Седмице успеет экспедитед прийти, интересно?..


--------------------
"...так он, чего доброго, примется за чтение стихов ... или, еще того хуже, сам станет поэтом, а я слыхала, что болезнь эта прилипчива и неизлечима." © М.Сервантес, "Дон Кихот"
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Elephantus
post 15/03/2008, 13:40
Сообщение #4


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Знаю, что искуситель, но оно того стоит. От масленицы сорок дней до Пасхи, за две недели (неделя после масленицы и страстная неделя - Седмица) должны успеть.


--------------------
Посадил дед репку. А она не выросла. (Не сказка)
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Murarius
post 10/04/2008, 14:17
Сообщение #5


The Observer
*****

Группа: Участники
Сообщений: 2,053
Из: Москва

Аудио диски:  186  / 126
Музыкальные DVD:  4  / 2


Цитата(Elephantus @ 15/03/2008, 13:40)
Знаю, что искуситель, но оно того стоит.
*


А вот этот диск, в отличие от предыдущего (Рахманинова) с первых минут поражает глубиной и плотностью звука. Очевидно, узкое помещение и большое количество исполнителей сыграли в записи ключевую роль - даже меня, равнодушного к церковному пению, эта запись ввела в восторг. Мощное звучание и прекрасное эхо в тылах. Можно брать за образец хоровой записи, наверное - исполнение великолепное. Глаза закрываешь - и полностью погружаешься в звук. К оценке Elephantus'a безоговорочно присоединяюсь. Маст хэв вне зависимости от пристрастий и убеждений.


--------------------
"...так он, чего доброго, примется за чтение стихов ... или, еще того хуже, сам станет поэтом, а я слыхала, что болезнь эта прилипчива и неизлечима." © М.Сервантес, "Дон Кихот"
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Elephantus
post 20/04/2008, 07:47
Сообщение #6


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Пристала пора диск расчехлять.


--------------------
Посадил дед репку. А она не выросла. (Не сказка)
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
 

Сейчас: 24/07/2017 - 05:38