Blu-ray Портал SACD Портал DVD-Audio Портал DTS Портал DVD Портал DualDisc Портал
Многоканальная Музыка (Surround SACD & DVD-Audio)

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Купить диски можно в интернет-магазинах
 Forum Rules Правила раздела

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Древовидный · [ Стандартный ] · Линейный

> Liszt, Enesco / Dorati / LSO "Rhapsodies", SACD

Оцените многоканальную запись:
 
10 [ 0 ] ** [0.00%]
9 [ 0 ] ** [0.00%]
8 [ 1 ] ** [50.00%]
7 [ 0 ] ** [0.00%]
6 [ 1 ] ** [50.00%]
5 [ 0 ] ** [0.00%]
4 [ 0 ] ** [0.00%]
3 [ 0 ] ** [0.00%]
2 [ 0 ] ** [0.00%]
1 [ 0 ] ** [0.00%]
Всего голосов: 2
Гости не могут голосовать 
Подписка на тему | Сообщить другу | Версия для печати
mm
post 27/05/2008, 20:19
Сообщение #1


Хроник
******

Группа: Администратор
Сообщений: 5,433
Из: Питер

Аудио диски:  609  / 449
Музыкальные DVD:  118  / 110


Liszt, Enesco "Roumanian Rhapsody No. 1; Hungarian Rhapsodies Nos. 1-6" SACD
London Symphony Orchestra / Antal Dorati
Mercury Living Presence

Liszt, Enesco / Dorati / LSO "Rhapsodies" , SACD

Гибридный SACD 5.1 (3.0)
    Georges Enescu (1881-1955)
  1. Roumanian Rhapsody in A, Op.11, No.1
    Ferencz Liszt (1811-1886)
  2. Hungarian Rhapsody No.1 in F Minor
  3. Hungarian Rhapsody No. 2 in D Minor (arr. Matthey)
  4. Hungarian Rhapsody No.3 in D Major
  5. Hungarian Rhapsody No.4 in D Minor
  6. Hungarian Rhapsody No.5 in E Minor "Heroide Elegiaque"
  7. Hungarian Rhapsody No.6 in D Major "Carnival in Pesth"

Recorded: Wembley Town Hall, 1960 (Enesco, Liszt No.2&3); Waltford Town Hall, 1963 (Liszt No.1,4,5,6)
Recording director: Wilma Cozart
Chief Engineer and Technical Supervisor : C. Robert Fine


Decca (475 6185 MSA), 2005
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
mm
post 27/05/2008, 20:30
Сообщение #2


Хроник
******

Группа: Администратор
Сообщений: 5,433
Из: Питер

Аудио диски:  609  / 449
Музыкальные DVD:  118  / 110


Красиво звучащая трехканальная запись с равномерным распределением динамичного, рельефного звука по фронтальным колонкам. 6.

Цитата(буклет)
Енеско: "Румынская рапсодия № 1, опус 11"
Лист: "Венгерские рапсодии №№ 1-6"

Древнегреческие рапсодисты, бродившие по стране и исполнявшие отрывки из эпических произведений Гомера, были скорее "песнесшивателями", как и предполагает этимология слова (греч. rapsodos от rapto - сшиваю и ode - песнь). В музыке – там, где присутствует несколько дикая, бесконтрольная импровизация - термин "рапсодия" стал применяться с легкой руки Франца Листа после его "Венгерский рапсодий", появившихся в 1850, а затем термин стало заимствовать бесчисленное множество композиторов.

Одним из них был Жорж Енеско (1881 -1955). Как и Лист, он провел большую часть жизни за пределами родной страны, но был сильно привязан к народной музыке. "Румынские рапсодии, опус 11" восходят в большей или меньшей степени к листовским рапсодиям, почти наверняка они не могли быть написаны без более раннего примера. Но они намного разношерстней, поскольку в них используется большее количество мелодий, и автор даже не пытался привести их к единому знаменателю. Привлекательность же этих рапсодий заключена в свежести самих мелодий и простоте их предъявления.

Енеско с 1888 по 1893 учился в Вене, затем в Национальной консерватории в Париже, где штудировал своих Массне и Форе. К 1899 его "Роете roumain" стали исполнять на публике, и он навсегда обосновался в Париже. Его музыкальное наследие невелико, но это не удивительно, учитывая, что он выступал и как скрипач, и как дирижер, и играл на нескольких музыкальных инструментах.
"Румынская рапсодия №7" с этого диска (есть вторая в ре-мажор и третья в соль-минор) была впервые исполнена вместе со "Второй рапсодией" на одном из концертов Пабло Казальса в Саль Гаво в Париже в феврале 1908, дирижировал композитор. Их несложная натура видна из слов Филипа Хейла, сопровождавших американскую премьеру рапсодий в исполнении Бостонского симфонического оркестра в феврале 1912: "Поскольку темы представлены четко, и тематического развития очень мало или вовсе нет, отпадает и необходимость в анализе".
Происхождение использованных мелодий не определено. Открывающая первую рапсодию (в ля-мажор) тема вроде бы похожа на популярную "пьяную песню" "У меня есть монетка и я хочу выпить" (,"I Have a Coin and I Want a Drink"), остальные неопознаны. Большинство из них похожи на "популярные" или дилетантские, нежели на крестьянскую музыку Румынии, составлявшую основу нескольких произведений Бартока. Тем не менее, заключительный отрывок передает дух "horo lunga", или кругового танца, своей развязностью и почти свирепым весельем. Присутствует некое дробление тематического материала, но в целом прогрессия музыки достигается сменой ритма, наложением тем и сменами оркестрового звучания.

Наиболее значительным и оригинальным произведением Енеско является, вероятно, драматический "Эдип" по Софоклу, в котором автор освободился от сильного влияния Брамса и Вагнера и написал поистине национальную музыку. Но все же скорее всего самым известным и повсеместно ценимым его трудом останутся "Румынские рапсодии".

С ранних лет Франц Лист (1811-1886) восхищался музыкой венгерских цыган, считая ее единственной по-настоящему значительной народной музыкой в Венгрии. На огромный пласт венгерской крестьянской музыки, в основном вокальной, Лист не обращал внимания, а если и замечал ее, то отзывался пренебрежительно. Только спустя полвека Барток, Кодали и их коллеги открыли ее потенциал для "художественной" музыки. Цыганская музыка была инструментальной, а цыганские виртуозы 19 века – среди них Бихари, Лавотта, Чермак – занимали значительное место в культуре популярной музыки страны. В своей книге "Цыгане и их музыка в Венгрии" Лист в энтузиазмом описывает их достоинства. Он писал:

"С детства восхищаясь музыкой цыган, ее несравненной привлекательностью, постепенно знакомясь с секретами ее животворных чувств, проникаясь чувством формы и необходимости сохранить ее оригинальность, чтобы не потерять ее самобытность и неповторимость, мы естественно пришли к потребности запечатлеть некоторые ее фрагменты на фортепиано, которое, как нам кажется, с большим успехом, нежели оркестр, способно передать разнообразные странности этой музыки – ухватить более полно необычные страсти, которыми ее наполнили цыгане.

Но после обработки немалого количества такого материала нам показалось, что конца этому не будет. Интерес вовсе не ослаб и не исчез, мы еще больше прикипели к этим трудам, еще больше удовольствия находили в том, чтобы передать на фортепиано выразительность, меланхолию, мечтательность, вдохновение, ликование этой дикой музы… Материал копился… тогда мы пришли к убеждению, что эти разрозненные куски, эти отдельные мелодии являются частичками единого целого, что они ждут, когда из них построят гармоничный ансамбль, вмещающий в себя квинтэссенцию самых поразительных достоинств, самых впечатляющих красот, которые можно будет … считать национальным эпосом, цыганским эпосом, пропетом на необычном языке и в необычной форме, поскольку все, что делают люди, создавшие эту музыку, - необычно".


Применяя слово "рапсодия" к собранию произведений на цыганские темы, Лист хотел подчеркнуть "фантастические эпические качества", содержавшиеся в этой музыке. В этом смысле выбор названия особенно удачен. 15 венгерских рапсодий, составляющих "гармоничный ансамбль", о котором писал композитор, хотя и написанные по образцу и наполненные цыганскими клише, действительно содержат "эпические качества", хотя и в меньшей степени, чем хотел Лист.
Они в основном состоят из двух частей: первая медленная и богато украшенная, с фантастическими мелизмами, которые композитор еще больше обогатил каденциями; вторая – быстрый танец на 2/4 с минимальными или вовсе без тематических ссылок. Подобный рисунок, таким образом, соответствует структуре традиционного чардаша (трактирный танец) или вербункош, медленного танца со сложными шагами, за которым следует быстрый танец, все более ускоряющийся. С гармонической точки зрения большинство рапсодий так похожи на свои модели, что их можно наложить одни на другие. Наибольший же интерес они представляют своими мелодическими украшениями и необычайной техникой их игры.
Хотя сам Лист, как сказано выше, считал фортепиано более, чем оркестр, подходящим для передачи этой музыки, все же он с помощью своего ученика Франца Доплера переложил несколько рапсодий для оркестра. В таком предъявлении они играют другими красками, и стало необходимым исключить
ВЕНГЕРСКИЕ РАПСОДИИ ЛИСТА







Оркестровая аранжировкаОригинальная фортепианная версия
Рапсодия №1 фа-минор№14 фа-минор
Рапсодия №2 ре-минор*№2 до-диез-минор
Рапсодия №3 ре-мажор№6 ре-бемоль-мажор
Рапсодия №4 ре-минор*№12 до-диез-минор
Рапсодия №5 ми-минор№5 ми-минор
Рапсодия №6 ре-мажор№9 ми-бемоль-мажор


*Популярная "Вторая венгерская рапсодия" для фортепиано была изначально опубликована как №4 в аранжировке Листа-Доплера. Но по требованию публики от новой нумерации отказались, поскольку для большинства слушателей Вторая – это "та самая" "Венгерская рапсодия" Листа. №12 для фортепиано стала соответственно №4 для оркестра по умолчанию. Теперь даже в партитурах следуют этой исправленной нумерации; то же самое на этом диске.


"Рапсодия № J" позже была еще дважды аранжирована – для фортепиано в четыре руки и как широко известная "Венгерская фантазия" для фортепиано с оркестром. В некоторых изданиях она озаглавлена "Мохачское поле" в честь битвы при Мохаче в 1526 году, в которой победа турок предопределила порабощение Венгрии. Можно отметить интересный факт, что венгр Лист в первой части использует венгерский термин lassan или lassu (медленно), а во второй пользуется славянской формой friska вместо венгерской friss (быстро).
Известная "Рапсодия №2" не требует комментариев. Форма – типичная lassu-friska. Рукопись датирована: 27.111.47. Она была опубликована Бартольдом Сенфом в Лейпциге и посвящена графу Ласло Телеки.

"Рапсодия №3" отличается от большинства других тем, что в ней есть последовательность различных темпов. Она была скомпилирована из серии Magyar Dalok (венгерских песен) 1839-47, а четыре ее части пронумерованы 4,5, 11 и 20. Третья часть в оркестровой версии опущена, а тональность поменяна с ре-бемоль на ре-мажор (хотя обе версии заканчиваются в си-бемоль). Опубликованная в Вене Карлом Хаслингером, преемником более известного Тобиаша Хаслингера, она была посвящена графу Анталу Аппонию.

Лист поддерживал тесные отношения с аристократией Венгрии. Сачеверел Ситвел пишет, что он "естественно входил… в это общество, и ему нравилось быть то там, то в компании друзей-музыкантов. Хотя его изысканные манеры, возможно, не совсем подходили для профессиональной среды". (Ситвел: "Лист". Лондон. Cassell & Co., Ltd., 1955, стр. 308.) В частности семья Аппоний помогала Листу делать карьеру. Так, после сольного концерта в Посони (сейчас Братислава), когда юному пианисту было всего 9 лет, один из графов возглавил сбор пожертвований, чтобы гарантировать Листу музыкальное образование.

Рапсодия, известная как четвертая, исключительная популярна, и вполне заслуженно. Интродукция богато и низко оркестрована, темы накладываются мастерски, изобретательно используются высокие духовые и арфа.
"Рапсодия №5" имеет тот же номер и тональность, что и оригинал. Озаглавленная "HeroTde Elegiaque" она избегает формы lassu-friska и является глубоко прочувствованным похоронным маршем, исполняемом в основном струнными. Ее можно сравнить с медленной частью одной из лучших работ Листа – симфонией "Фауст".

"Рапсодия №6" существует в двух вариантах для фортепиано: также для фортепиано, но в четыре руки, и для трио скрипки, фортепиано и виолончели. Названная "Фестиваль в Пеште", она такова и есть: народное празднование, наполненное звуками медных инструментов, цыганских скрипок, с яростной каденцией. Как писал Джордж Бернард Шоу об одной из рапсодий, исполненной в Лондоне на стыке веков, она "… сверкала, звенела, разливалась трелью, взлетала, опускалась, неслась вдаль, так что было невозможно преодолеть желание вскочить и пуститься в пляс".

По заметкам Хасли Стивенса и Жене Брука ("Рапсодии Листа №№ 1, 4, 5 и 6".)
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Elephantus
post 28/07/2008, 19:01
Сообщение #3


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Красиво, это просто сказано. Чудесно. Трансильвания, ЧУдная динамика звука, ведь это 60-й год. И осязаемы инструменты. Я слушаю на 6 метрах базы, и конкретно могу ткнуть пальцем, где стоит любой из инструментом там, за колонками. Маленькое-маленькое но, они все по глубине три метра (слушу), а реально в полтора или в два раза глубже должны быть. То есть, между микрофонами 9-12 метров было, так и надо слушать. Это на крыше можно попробовать, когда затащу на день (экспериментально) туда акустику.

Музыка – 10
Запись – 10
Многоканальность - 8


--------------------
Посадил дед репку. А она не выросла. (Не сказка)
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
 

Сейчас: 22/09/2019 - 03:14