Blu-ray Портал SACD Портал DVD-Audio Портал DTS Портал DVD Портал DualDisc Портал
Многоканальная Музыка (Surround SACD & DVD-Audio)

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Купить диски можно в интернет-магазинах
 Forum Rules Правила раздела

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Древовидный · [ Стандартный ] · Линейный

> Dmitry Bortnyansky / Pratum Integrum Orchestra "THE ITALIAN ALBUM", SACD

Оцените многоканальнцю запись:
 
10 [ 1 ] ** [100.00%]
9 [ 0 ] ** [0.00%]
8 [ 0 ] ** [0.00%]
7 [ 0 ] ** [0.00%]
6 [ 0 ] ** [0.00%]
5 [ 0 ] ** [0.00%]
4 [ 0 ] ** [0.00%]
3 [ 0 ] ** [0.00%]
2 [ 0 ] ** [0.00%]
1 [ 0 ] ** [0.00%]
Всего голосов: 1
Гости не могут голосовать 
Подписка на тему | Сообщить другу | Версия для печати
Elephantus
post 14/06/2008, 11:50
Сообщение #1


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Dmitry Bortnyansky / Pratum Integrum Orchestra "THE ITALIAN ALBUM" SACD


Dmitry Bortnyansky / Pratum Integrum Orchestra "THE ITALIAN ALBUM" , SACD

Гибридный SACD 5.0

Общее время звучания [55:17]

Оркестр Pratum Integrum
Художественный руководитель Павел Сербин
Концертмейстер Сергей Фильченко

Солисты
Галина Кныш - сопрано
Елена Пожидаева - альт
Антон Васильев - баритон

Солисты Хора Московского Патриархата "Древнерусский распев" (художественный руководитель и дирижер А. Гринденко)
Солисты Московской Капеллы мальчиков (художественный руководитель Леонид Баклушин)

    Dmitry Bortnyansky (1751-1825)
    "Sinfonia" к опере "Il Quinto Fabio" (1778) до мажор
  1. Allegro comodo [6:50]
  2. Rondo. Andantino [3:14]
  3. Presto [1:44]
  4. Ария "Cara deh torna in pace" из оперы "Il Quinto Fabio" для сопрано и оркестра [5:33]
  5. Канцонетта "Ecco quell fiero istante" для сопрано и струнного квинтета [4:45]
  6. Ария "Vas orner le sein de Themire" (1778) для сопрано и струнных [2:05]
  7. Фуга (Studio) "Amen" для четырёхголосного хора и струнных [1:34]

    Мотет "In convertendo dominus" (1777) для сопрано, альта, баса и струнных
  8. In convertendo [2:10]
  9. [Aria] Converte Domine [3:41]
  10. [Aria] Qui Semi [2:34]
  11. Gloria Patri [1:34]

    Мотет "Ave Maria" (1775, Napoli) для сопрано, альта и оркестра
  12. Ave Maria [3:33]
  13. [Aria] Benedicta [2:40]
  14. Sancta Maria [1:55]
  15. Мотет "Salve Regina" (1776) для сопрано и оркестра [5:33]
  16. Мотет "Montes valles resonate" (1778) для сопрано, альта, хора и оркестра [4:48]

Записано: 17-22.08.2003 и 15-23.10.2003 в 5-ой студии ВГТРК (ДЗЗ), Москва, Россия
Продюсер записи - Михаил Серебряный
Звукорежиcсер (баланс-инженер) - Erdo Groot
Звукоинженер - Roger de Schot
Монтаж - Carl Schuurbiers


Caro Mitis (CM 0042003, 4 607062 130063), 2003
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Elephantus
post 14/06/2008, 12:09
Сообщение #2


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Цитата( Буклет диска)
В историю русской культуры замечательный композитор Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 - 1825) вошел прежде всего как признанный мастер православных духовных произведений. Однако список его сочинений из более чем 200 названий включает в себя и оперы, и инструментальные концерты, и сонаты, и симфонии…
Блестящий сочинитель, имевший счастливое свойство писать искренне и свободно, директор Придворной Певческой Капеллы, цензор российской духовной музыки, единственный из своих коллег-современников, чья музыка не была забыта после смерти ее создателя и продолжала пользоваться любовью и признанием. Как знать, так ли удачно определилась судьба Бортнянского, если бы его молодость и становление как музыканта не пришлись на эпоху "золотого века" Екатерины II.
"Каких только высот ни достигли в несколько лет живопись, культура, архитектура, которым она воздвигла в Петербурге прелестнейший храм - Академию! - писал в 1769 г. в своих записках "директор всех художеств" при Российской Академии наук Якоб фон Штелин. - Музыка… также не была забыта императрицей и засверкала при дворе новым невиданным блеском".
Родился Дмитрий Бортнянский в семье казака в городе Глухове, который в то время был столицей Малороссии и славился своей Певческой школой. Проучившись в этой школе год или два, семилетний мальчик, обладавший превосходным дискантом, в числе десяти лучших учеников был отправлен в Санкт-Петербург и определен в певчие Придворной Капеллы еще в царствование Елизаветы, дочери Петра I. "Вышеупомянутый хор… - писал Я. фон Штелин, - состоит теперь из ста превосходнейших отборных певцов… и включает в себя светлые, нежные и сильные голоса…"
Где только ни требовались придворные певчие: они участвовали в отправлении церковных служб, в оперных постановках, в музыкальных увеселениях двора - концертах-"эрмитажах", сопровождали императрицу во время ее прогулок. Хоровая музыка звучала и во время званых обедов и ужинов августейшей семьи.
Прелестный, живой, смышленый ребенок обратил на себя внимание самой Елизаветы Петровны. Сохранился трогательный рассказ о том, как утомленный долгим церковным богослужением маленький Бортнянский заснул на клиросе, и императрица приказала отнести его, спящего, в свою спальню. Проснувшись утром, мальчик долго не мог придти в себя, считая пробуждение продолжением сна, и этим рассмешил свою покровительницу.
Яркий талант юного певчего не остался незамеченным. Одиннадцатилетнему Дмитрию поручена партия Альцесты в опере "Альцеста", написанной придворным композитором Г. Раупахом на либретто А. Сумарокова. Спустя два года при возобновлении постановки он уже исполняет главную мужскую теноровую партию Адмета. Мальчика определяют в Шляхетский корпус для обучения драматическому актерскому искусству, ему начинают преподавать иностранные языки. Но, самое главное, его успехи отметил сам Бальдассаре Галлуппи - выдающийся европейский композитор, "отец итальянской комической оперы", приглашенный Екатериной II на придворную службу. Именитый маэстро оценил способности Бортнянского и более трех лет занимался с ним пением, игрой на клавесине и композицией. Покидая Россию летом 1768 г., Галуппи настоятельно рекомендовал отправить одаренного юношу в Италию для продолжения обучения. Мнение маэстро было услышано, и Дмитрий в качестве "пенсионера", т.е. за государственный счет, последовал за своим наставником.
Творчеству Бортнянского посвящены десятки статей и книг. Однако с его именем до сих пор связано немало загадок. Многое в его жизни, скорее всего, навсегда останется поводом для предположений и домыслов, которыми полон растянувшийся на целое десятилетие период его учебы и жизни в Италии, что подарил России и миру одного из самых почитаемых композиторов XVIII в.
В Италии стажировались многие музыканты. Венеция славилась традициями хоровой музыки и театрами, Неаполь считался родиной лучших оперных маcтеров Италии XVIII века, Болонья была оплотом академического музыкального образования и науки.
Сначала юноша направился в Венецию - родной город своего учителя, и еще несколько лет продолжал брать у Галуппи уроки. Предметом их занятий были опера, различные жанры культовой музыки, вокально-инструментальные композиции.
Галуппи продолжал покровительствовать Бортнянскому и тогда, когда молодой композитор начал делать первые самостоятельные шаги в своем творчестве: его рекомендации открывали перед начинающим музыкантом двери музыкальных учреждений, помогали в получении заказов.
Однако Дмитрий занимался не только учебой. Хорошо владевшего итальянским, французским и немецким языками юношу сразу же привлекли в качестве переводчика во время военных действий в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. И он "часто был … употребляем графом Орловым в бытность его в Венеции для переговоров с греками, албанцами и другими народами касательно до военных приуготовлений…"
В 1776 г. Бортнянский впервые пробует себя как оперный композитор. В венецианском театре "San Benedetto" состоялась премьера оперы "Креонт" На издании либретто было указано время постановки: "осень 1776 г." Однако на рукописной партитуре, которая считалась утраченной и совсем недавно была обнаружена П. Сербиным в одном из европейских собраний, стоит "1777 г." и содержится упоминание об еще одной постановке, подтверждая сведения, приведенные в 1857 г. в биографическом очерке о Д. Бортнянском его внуком Д. Долговым. Это означает, что опера исполнялась неоднократно в течение всего сезона.
Чье литературное произведение было положено в основу "Креонта", удалось разгадать не сразу, так как имя автора не было указано в печатном издании. Однако Моозер установил, что это переделанный текст либретто, написанного в 1772 г. итальянским поэтом М. Кольтеллини для своего соотечественника Т. Траэтты к его опере "Антигона", в то время когда они оба находились на службе у Екатерины II.
Следующая опера - "Алкид" (1778) - была также поставлена в Венеции, в театре "San Samuel", вероятно не без протекции Б. Галуппи. Она написана на известное либретто П. Метастазио. Новое сочинение было свидетельством полной творческой зрелости двадцатисемилетнего композитора, его выдающегося художественного дарования.
В конце того же года, уже в Модене, в придворном театре герцогов д'Эсте была поставлена последняя, как принято считать, итальянская опера Бортнянского "Квинт Фабий", написанная на популярное либретто Апостоло Дзено, который взял за основу сюжет из классической Римской истории. На титульном листе авторской партитуры указано, что опера исполнялась во время карнавала 1779 г. Рецензия в журнале "Мессаджеро" свидетельствует, что премьера состоялась раньше - 26 декабря 1778 г. - и получила "высокое одобрение двора его светлости и единодушные аплодисменты зрителей…"
Модена оказалась последним итальянским адресом композитора. Есть сведения о том, что ранее он посетил Болонью. Не могли не привлечь его внимания сокровищница художественных ценностей - Флоренция и Рим, этот "вечный город". Тем более, что в Риме учился друг Бортнянского - скульптор И. Мартос (большинству он известен как автор известного памятника Минину и Пожарскому на Красной площади), также "пенсионер", но Академии художеств. Скорее всего приезжал композитор и в Ливорно, где стояла русская эскадра, возглавляемая А.Г. Орловым. Сочиненная им "Немецкая обедня" позволяет предположить, что побывал Бортнянский и в Австрии, и, вероятно, даже во Франции, чему может быть свидетельством написанная им в 1778 году ария на французский текст.
В апреле 1779 г. Дмитрий Бортнянский получает из России за подписью директора придворных театров И.П. Елагина уведомление предписывающее ему, "взяв с собою все сочинения", "немедля нисколько" "возвратиться… в отечество". Тон и содержание письма были весьма уважительными с заверениями в том, что при желании композитор сможет посетить Италию снова.
Возвращение композитора в Россию и представление его императрице прошли удачно. Преподнесенные им Екатерине II "итальянские" сочинения произвели сенсацию. Бортнянский получает должность капельмейстера Придворного певческого хора, а Бальдассаре Галуппи "за труды его в обучении посыланного туда придворным певчим Дмитрия Бортнянского" была послана тысяча цехинов.
Сведения о произведениях, созданных в "итальянский" период, их количестве крайне скудны. Скорее всего, в основном, это были многочисленные мотеты, хоровые полифонические песнопения на библейские тексты, - свидетельство основательности школы, пройденной Бортнянским под руководством Б. Галуппи.
Немногое известно и о сочиненных тогда же произведениях в жанрах камерной инструментальной музыки. В списке рукописей, переданных в Придворную капеллу после смерти композитора его вдовой, Анной Бортнянской, значится шестьдесят одно сочинение для разных инструментальных составов. До наших дней дошло лишь около двадцати. Столь же неполон и перечень его светских вокальных сочинений.
До сих пор неясно, сколько опер было в действительности создано Бортнянским во время его стажировки. По свидетельству архивных документов вдова передала на хранение "пять итальянских опер". Однако сведения имеются лишь о трех, упомянутых ранее.
Что же стало с "итальянскими" рукописями композитора? Хранятся ли они где-то в частных архивах и ждут своего часа или безнадежно утрачены? Недавние находки - два мотета, французская ария и канцонетта - разрешают помечтать о счастливом финале, а новый музыкальный альбом дает возможность насладиться "vadhezza, chiarezza e buona modulazione" (изяществом, ясностью и хорошей модуляцией) - главными принципами, отличающими, по мнению Б. Галуппи, хорошую музыку. Стиль творчества Бортнянского - лучшее свидетельство тому, что уроки мастерства, которым щедро делился с ним маэстро, были с благодарностью и успешно восприняты.
pi0042003
Увертюра к опере "Квинт Фабий" Эта опера, завершившая годы ученичества Д. Бортнянского, явилась подтверждением того, что молодой композитор усвоил лучшие традиции итальянской оперы-сериа ("серьезной оперы" на героический или мифологический сюжет) и мастерски овладел оркестровым письмом, а также виртуозным стилем создания вокальных партий. Большие размеры трехчастной симфонии, при исполнении которой задействован полный состав оркестра, позволяют предположить, что она могла быть задумана, как самостоятельное произведение.
Ария "Cara dei torna in pace" на текст из либретто В.А. Синья-Санти к опере "Монтецума". Её рукопись была обнаружена М.П. Пряшниковой в сборнике из библиотеки Юсуповых. Однако это вокальное произведение включено в автограф оперы "Квинт Фабий". Возможно, Бортнянский использовал в новом произведении ранее написанную арию. И не указание ли это на существование четвертой итальянской оперы композитора?
Канцонетта "Ecco quel fiero istante" на стихи Пьетро Метастазио. Рукописная копия канцонетты была недавно обнаружена М.П. Пряшниковой в библиотеке Воронцовых, в Алупкинском дворце-музее. По-видимому, эта копия не входит в число рукописей, привезенных композитором из Италии. Возможно, что она была сделана по желанию Семена Романовича Воронцова, бывшего послом в Венеции в 1783-85 гг., большого любителя музыки, знатока и поклонника итальянской оперы, или его жены Екатерины Алексеевны, до замужества - фрейлины императрицы, любительницы музыки и ученицы Дж. Паизиелло, певицы, клавесинистки и композитора.
Канцонетта входит в цикл из 5 произведений, в котором стоит последней и имеет название "La Partenza" (может быть переведено как "расставание", или "отъезд"). Текст, использованный Бортнянским, - самый известный у Метастазио, к нему обращались многие авторы, в том числе В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А.Сальери и др.
Канцонетта Бортнянского написана для женского голоса с сопровождением струнного квинтета с двумя альтами.
Ария "Vas orner le sein de Themire" (1778) для голоса с сопровождением оркестра струнных инструментов с добавлением гобоев и валторн, партии которых, однако, не выписаны. Рукописная копия этой арии была обнаружена М.П. Пряшниковой в архиве из Петербургского дома Воронцовых, хранящемся в ИРЛИ.
Studio. Хоровая фуга на текст: Amen. Рукопись обнаружена М.П. Пряшниковой в собрании Придворной певческой капеллы, хранящемся в Российском институте истории искусств. На наклейке тома надпись, сделанная детской рукой: "Dextra Domini fecit virtutem/ Немецкая обедня с прибавлениями /Amen (Studio)/ Муз. соч. Бортнянского. Фуга написана для четырехголосного хора с сопровождением струнных.
Мотет "In convertendo dominus" (1775) для сопрано, альта и баса с сопровождением струнных и basso continuo. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Франции. Титульный лист утерян, название и фамилия автора с датой вписаны на нотном тексте. Мотет четырехчастен: 1-я часть (Allegro) и последняя (Grave-Allegro) исполняются тремя голосами, вторая (Larghetto) написана для сопрано, третья (Allegretto) для альта.
Мотет "Ave Maria" (Неаполь, 1775) для двух женских голосов (сопрано и контральто) в сопровождении струнных и двух валторн. Одно из наиболее ранних датированных сочинений итальянского периода.
Мотет "Salve Regina" (1776) для сопрано в сопровождении струнных, двух гобоев и двух валторн. (В том же году композитор работал над оперой "Креонт"). Развитые партии духовых и речитатив в сопровождении аккомпанемента в среднем разделе напоминают стиль оперы-сериа. В сцене Антигоны ("Креонт") имеется эпизод-ариозо, очень похожий на первую арию из "Salve Regina". Автограф хранится в РИИИ.
Мотет "Montes valles resonate". На титульном листе рукописи написано: Motetto/a quattro voci, concertate/con molti stromenti/ di Pietro[!] Bortniansky, 1778. Состав исполнителей очень большой: кроме четырехголосного смешанного хора и солирующих голосов - струнные, флейты, гобои, валторны, трубы, литавры и basso continuo в исполнении партии, названной "Organi".

Ольга Байкова
По материалам М. Рыцаревой, М. Пряшниковой и др.


Цитата
12.03.2004 "Dmitry Bortnyansky. The Italian Album". Pratum Integrum (Caro Mitis)
Коммерсантъ Weekend № 44
Композитор Дмитрий Бортнянский (1751 - 1825) написал очень много хорошо известной нынче музыки. Это десятки хоровых концертов, обиходные песнопения, которые до сих пор охотно исполняют приходские хоры, и гимн "Коль славен" (который некогда играли часы на Спасской башне). Проблема в том, что прежде чем стать руководителем Императорской придворной капеллы, Бортнянский провел десять лет в Италии, где не менее плодовито и с успехом сочинял музыку по передовой европейской моде. А партитуры этих сочинений, элегантный образчик "галантного стиля" 1770-х, сохранились лишь частью и притом в самых неожиданных уголках Европы. Молодое украшение отечественного аутентизма, руководитель оркестра Pratum Integrum Павел Сербин эти рукописи отыскивает, чему свидетельство - настоящий альбом, почти сплошь состоящий из таких находок. Здесь основной упор даже не на оперу (хотя есть увертюра к "Квинту Фабию" и оттуда же изящная сопрановая ария), а на совсем непривычный лик Бортнянского: автора духовных произведений для католической церкви. Если не знать, что автор - будущий создатель "Херувимской №7", эту бодрую, грациозную и искристую музыку можно запросто приписать любому из самых матерых тогдашних музыкальных светил - будь то Галуппи, Йомелли или поздний Гассе. Да и музыканты играют соответственно: без показной гордости за свои архивоведческие достижения, с таким крепким и мастеровитым энтузиазмом, как будто им еще нужно доказывать свои права на этот репертуар. Надо сказать, отрадное, хотя и непривычное ощущение. Никак не получается обойти молчанием и оформление диска, сделанное невероятно качественно и большим вкусом. Только бы вот еще и тексты произведений в буклетик добавить - больше желать нечего.
Сергей Ходнев
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Elephantus
post 14/06/2008, 17:29
Сообщение #3


Млекопитающее
******

Группа: Участники
Сообщений: 4,579
Из: МО Курганье

Аудио диски:  552  / 273
Музыкальные DVD:  51  / 20


Запись одна из первых на Каро (2002), но появилась недавно, на фирме так и указывают 2003-2007, хотя на диске 2002. Почему задержка была: мне неизвестно. Осваиваю Платум Интегрум на широкой базе. Последняя дает более естественные размеры оркестра. Он расположился как на фото, полукольцом сразу за колонками, там у меня навес еще 6 м глубиной, но музыканта на трех из них (они сдесь реально уместились бы), солисты (вокал) по центру.
Бортнянского почти не знал (в смысле не слышал) – фактически первый российский классик (в обоих смысла), это его ранние произведения. Легкое, почти «венское» звучание, только иногда простоватые мелодии. Его упрекали в европейности, отсутствия корней, только какое там, вкрапливает понемногу, а Престо из увертюры к Фабию и совсем не немного, представьте, что-то классического периода начинающееся с «вдоль да по речке, вдоль да по Казанке». А его роль в сакральных произведениях (ортодоксальная классика с него собственно и началась) будет представлена прекрасной работой Хиллиера, но об этом позже.
Да, по исполнению одно замечание, Фуга (трек 7) как то хоры рассогласованно звучат, в финальном треке гораздо лучше.

Музыка – 9
Запись – 10
Многоканальность - 10


--------------------
Посадил дед репку. А она не выросла. (Не сказка)
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
 

Сейчас: 22/09/2017 - 12:42