Своей записью материала, основанного на бразильской музыке, LAGQ вписывает новую главу в свою историю. Три основателя группы – Джон Диарман, Вильям Каненгизер и Скотт Теннант приглашают своего давнего друга Мэтью Грифа, и данный альбом показывает его живую музыкальное мышление, культуру звука и зрелые джазовые навыки. В своем новом воплощении традиция утонченной камерной музыки и знаковых инноваций, сделавшие LAGQ знаменитыми, будет процветать еще долгие годы.
Идея данного CD зародилась во время тура LAGQ с блистательной бразильской певицей Лусиано Соуза, включившим в себя более дюжины концертов, в том числе и в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Для проекта были специально написаны или по-новому аранжированы пьесы, исследующие музыку Бразилии. Обнаружив общую с мисс Соуза музыкальную тему, LAGQ вдохновился на полное погружение в традиции бразильской музыки и выявление ее связей с американскими формами, такими как джаз, блюз и фанк.
LAGQ уже активно планирует свой следующий проект, посвященный Баху, и работает над расширением репертуара новом концертом, заказанным Серхио Ассаду (Sergio Assad) и Карлосу Рафаэлю Ривере (Carlos Rafael Rivera). С концертный график входят Северная Америка, Европа и Азия, а их неугомонное любопытство будет и впредь подвигать их на поиски новых направлений музыкального развития гитарного квартета.
Трехкратный номинант на Грэмми, Лусиано Соуза – одна из ведущих джазовых певиц и интерпретаторов. Родом из Сан-Пауло, Бразилия, она выросла в семье новаторов босановы. Ее исполнительское мастерство переступает традиционные границы музыкальных стилей, имеет прочную основу в джазе, утонченное происхождение в мировой музыке и свободный подход к классическому репертуару и новой музыке.
Мисс Соуза начала карьеру в возрасте трех лет с записи рекламы и к шестнадцати годам записала более 200 джинглов и саундтреков. Четыре года она училась в Уникампском государственном университете Бразилии, была ассистентом преподавателя в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне, где получила звание бакалавра в джазовой композиции. Звание магистра она получила в Консерватории Новой Англии.
У мисс Соуза шесть успешных альбомов, три из которых были номинированы на Грэмми в категории "Лучший джазовый вокал": "Brazilian Duos", (2002), "North and South" (2003), и Duos It (2005). Ее готовящийся к выходу альбом, среди других, содержит тонкие и очень личные интерпретации песен Джони Митчелла (Joni Mitchell), Джеймса Тейлора (James Taylor) и Леонарда Коэна (Leonard Cohen). Продюсером выступил муж мисс Соуза Лэрри Клайн (Larry Klein).
Лусиано Соуза является ведущим вокалистом в двух работах композитора Освальдо Голийова () и выступает в Академии Баха в Штутгарте, с Бостонским симфоническим, Лос-анджелесским филармоническим и Бруклинским филармоническим оркестрами. Также она выходит на сцену в "El Amor Brujo" де Фолиа (de Folia) с Симфоническим оркестром Атланты и Нью-йоркским филармоническим оркестром. В 2005 Ассоциация джазовых журналистов назвала ее "Джазовой певицей года".

На первый взгляд может показаться, что мы, лос-анджелесский гитарный квартет (Los Angelas Guitar Quartet), имеем мало общего с Бразилией. Ведь мы все родились и выросли в США на американской популярной музыке, а учились игре на классической гитаре. Но несмотря на нашу культурную и географическую удаленность от родины самбы, бразильская музыка и особенно ее богатые гитарные традиции оказали глубокое влияние на нашу музыкальную жизнь. О себе лично могу сказать, что одним из первых ярких музыкальных впечатлений были экзотические бразильские мелодии из коллекции отца: заразительный ритм "Brad '66" Серхио Мендеса (Sergio Mendes), чувственный ритм "Girl from Ipanema" Стэна Гетца и Джобима (Stan Getz, Jobim). Когда я сам стал играть на гитаре, одной из первых серьезных вещей, которые я снимал, была "Prelude No. 5" Хейтора Вилла-Лобоса (Heitor Villa-Lobos). В самом начале формирования LAGQ мы подружились с великими Assad Brothers Duo, которые помогли нам научиться тому, что такое гитарный ансамбль, заложили важные основы нашей карьеры. За долгие годы мы все стали большими поклонниками бразильских музыкантов – от Гарото (Garoto) до Гуинги (Guinga). Наш недавний тур с превосходной вокалисткой Лусиано Соузой (Luciano Souza) вернул те времена, подвиг на полное исследование энергичных ритмов и притягательных гармоний Амазонии.
Ну и вот наше коллективное признание в любви к Бразилии и ее музыке.
Мы начинаем с вещи, которая в некотором смысле помогла определить и популяризировать современный бразильский саунд, правда, мы придали ей нашего фирменного "LAGQ-колорита". "
Mas Que Nada" с тех самых пор, как стала мировым хитом, открыв альбом Серхио Мендеса "Brazil '66", стала олицетворением бразильской музыки. Но есть небольшая путаница: ее написал не Серхио Мендес, а скорее Хорхе Бен (Jorge Ben) (родился в 1942), и называется она не "Mais", а "Mas que Nada". Тем не менее, в ней все та же свежесть и невероятно глупый текст ("О-ари-аи-О… О па, О-па, О па!"), существует огромное количество кавер-версий (самая последняя от хип-хоп-группы "The Black Eyed Peas"), она часто используется в фильмах, например, в "Остин Пауэрас". У нас она начинается с имитации вступления, которое лишь отдаленно напоминает оригинал, пока не всплывает знаменитый ритм Мендеса; попутно я не смог удержаться, чтобы не коснуться вскользь знаменитой "One-Note Sambo". Нам помогает знаменитый перкуссионист Кевин Рикард (Kevin Ricard) на пандейро (бразильский тамбурин) и шейкере, а на альт-флейте играет играе блистательный исполнитель на деревянных духовых Катисс Букингем (Katisse Buckingham), он выворачивает песню наизнанку своим импровизированным соло, исследуя "бит-боксовые" возможности своего инструмента.
В качестве дани уважения одному из самых уважаемых бразильских гитарных виртуозов Бадену Пауэллу (Baden Powell) (1937-2000) мы исполняем"
Samba Novo". Отец Пауэлла явно был достаточно впечатлен учреждением института "Boy Scouts", чтобы назвать своего сына в честь Роберта Баден-Пауэлла (Robert Baden-Powell), основателя этой организации. Спорно, сам ли молодой Баден Пауэлл Акино изменил имя на Игл Скаут (Eagle Scout), но зато бесспорно, что он проявил себя как один из самых творческих и технически одаренных гитаристов из Бразилии. На его счету сотни записей. "Samba Novo" Пауэлла (также известная как "Babel") – это взрыв безудержной энергии самба, она была призвана сохранить традиции ритмической игры на гитаре в то время, как все большую популярность набирала более мягкая босанова. Обладая заводным ритмом и пространством для импровизации, эта вещь – этюд для синкопирования. Аранжирована он Маркусом Тарделли (Marcus Tardelli), восходящей звездой современной бразильской гитары.

Антонио Карлос Джобим (Antonio Carlos Jobim) (1927-1994) – выдающийся бразильский автор песен и наиболее уважаемый и влиятельный композитор своей родины. Вместе со своим напарником – поэтом-песенником Винициусом де Мораесом – он создал целый ряд произведений, входящих в золотой фонд бразильской музыки. Одной из его менее известных, но не менее впечатляющих песен является "
O Morro nao tem vez", представленная здесь в аранжировке бразильского гитариста Маркоса Алвеса (Marcos Alves), участника превосходной бразильской группы Quarteto Maogani. В вольном переводе название звучит как "Холм без единого шанса", а песня рассказывает о безысходности жителей трущоб Рио, которые забывают о своих горестях и предаются радости лишь раз в году во время карнавала. Тонко синкопированная мелодия имеет явно блюзовые корни, а аранжировка исследует контрапунктические и контрритмические возможности гитарного квартета.
Чтобы от всей души воздать должное Джобиму, LAGQ и Лусиано Соуза попросили Серхио Ассада (Sergio Assad) из несравненного Assad Brothers Duo создать специально для этого проекта попурри на темы Джобима. Мистер Ассад выбрал три классические песни, иллюстрирующие глубину и красоту стиля Джобима; в двух первых использована бессмертная поэзия Мораеса. Попурри начинается с грустной и страстной "
Modinha", сделанной в романтических тонах; на фоне хроматически плачущих гитар мисс Соуза о сладких страданиях потерянной любви, которую невозможно забыть. Далее подкрадывается, до поры не выдавая своего основного ритма, кипучая "
A Felicidade", где мисс Соуза поет о двойственной натуре счастья. Затем идет бесшабашная "
Stone Flower" ("Quebra Pedra"), выдержанная в традиционных ритмах маракату с постоянным синкопированием и перекликающимися с блюзовыми гармониями. Выпевая мелизматические строки, мисс Соуза искусно аккомпанирует ансамблю. Расширенная за счет небольшой ссылки на "Birimbau" Джобима, песня неумолимо катится к концу, где Лусиано победоносно поет: "На струнах моей гитары все могут станцевать самбу!"
Ни один обзор бразильской музыки не может считаться полным без работ Хейтора Вилла-Ло боса (1887-1959), самого знаменитого классического композитора Бразилии, своего для гитаристов. "
A Lenda do Caboclo" ("Легенда родины"), написанная для фортепиано в 1920, - одна из наиболее любимых и популярных работ. Начинаясь с мягко вздымающейся гармонической волны, простая мелодия плывет над структурой, как лодка, скользящая по Амазонке. Средняя часть отражает восхищение Вилла-Лобоса французскими модернистами Сати и Мийо (через три года он поедет во Францию), перед тем как вернуться в дождливые леса своей родины. Данная аранжировка была переделана из обработки Серхио Ассада для двух гитар и виолончели для проекта Yo-Yo Ma "Obrigodo Brazil".
Кларис Ассад (родилась в 1978), дочь Серхио Ассада, - состоявшийся композитор, из под ее пера вышли концерты для Нади Салерно-Сонненберг (Nadja Salerno-Sonnenberg), увертюра для Луисвильского Симфонического оркестра (Louisville Symphony), камерные работы для Assad Brothers и Turtle Island Quartet. В 2005 она написала для LAGQ "
Bluezilian", показав тем самым связь между современными американскими стилями, такими как блюз и фанк и бразильским джазом. В композиции драйвовая основная линия, насыщенные вплетения в стиле "суперсакс" под заводной ритм, а короткие ссылки на свинг и антифональные структуры заканчивают развитие.
Лусиано Соуза вновь работает с LAGQ над произведением бразильского мастера гитары Марко Перейры (Marco Pereira) (родился в 1950), который часто работает с мисс Соуза. "
Sambadalu", первоначально написанная для гитары и голоса, посвящена ей (Lu – сокращенное от Luciano, так что название значит "Самба Лу"). Новая аранжировка мистера Перейры для голоса и гитарного квартета, сделанная специально для данного проекта, имеет полноту и ритмический драйв бразильского джазового ансамбля, и исследует традиционную структуру самбы. Скорострельные вокализы для голоса и богатые расширенные гармонические прогрессии дают возможность новому участнику LAGQ Мэтью Грифу (Matthew Greif) проявить свои импровизаторские способности. Для расширения структуры и ритма мистер Соуза аккомпанирует ансамблю на пандейро.
Мэтью Данн (Matthew Dunne) (родился в 1959) – гитарист, композитор и педагог из Сан-Антонио, часто сотрудничающий с LAGQ. Его посвящение Джанго Рейнхарду "Gypsy Flower" вышло на альбоме LAGQ "Guitar Heroes" (CD-80598/SACD-60598), а его красивая "Did You See the Moon Last Night" – на их последнем релизе "Spin" (CD 80647/SACD 60647). "
Cafezinho" – это утонченная интерпретация традиционной самбы, заказанная специально для данного проекта. Начинаясь с каденции для Скотта Теннанта (Scott Tennant), она представляет собой ностальгическую песню в традиционном ритме самба, ссылку на работы Антонио Карлоса Джобима. По мере развития структура и гармонии становятся все более сложными, раскладывая тему на четыре голоса. Как только песня доходит до своего кофеинового апогея, начальная мелодия возвращает к простым удовольствиям от чашечки кофе где-нибудь в баре в Рио…
Хермето Паскуаль (Hermeto Pascoal) (родился в 1936) – уважаемый бразильский джазовый музыкант, известный своей безграничной музыкальной энергией и творческой силой. Его иногда называют "бразильским Фрэнком Заппой" за его способность пробудить богатую благозвучность любого инструмента – от электропиано до домашнего скота – на своих идиосинкразических записях. (Не совсем случайно для данного проекта, что он является крестным отцом мисс Соуза.) "
De Sabado pra Dominguinhos" – одна из характерных для Паскуаля песен – с заводным ритмом байао, парящими мелодиями и удивляющими сменами гармоний и структур. Песня посвящена знаменитому аккордеонисту Домингиносу (Dominguinhos), а ее название – игра слов, буквально означающая "от субботы до маленьких воскресений". Перкуссионист Кевин Рикард играет на треугольнике и пандейро, а Катисс Букингем на сопрано-саксофоне и флейте, импровизируя в лихорадочном стиле Паскуаля. Все мы, участники LAGQ, задействованы в этой радостной песне, но особенно блещет Джон Диарман (John Dearman), имитируя на семиструнной гитаре басовые партии оригинала. (Я сделал эту аранжировку с помощью партитуры оргинала, выполенной Ричардом Букасом (Richard Boukas)).
Раймундо Пенафорте (Raimundo Penaforte) родился в 1961 в Пернамбуко в Бразилии, а карьеру композитора сделал в Нью-Йорке. Он написал несколько работ для таких разных групп, как Eroica Trio и New York Philharmonic Chamber Players. Его "
Preludio" и "
Gangorra" были заказаны для LAGQ как части более крупной работы, "Quartetice", к Таксонскому фестивалю камерной музыки. "Preludio" вызывает дух Вилла-Лобоса своими мечтательными вальсами богатых гармоний и переплетающимися голосами. "Gangorra" ("Качели") – жизнерадостная байао с заразительными мелодиями, становящимися все более хриплыми и политональными. Финал взрывается четырьмя гитарами, играющими в унисон под аккомпанемент зарумбы мистера Рикардса, очень звучного барабана, традиционного для бразильских ударных ансамблей.
Пауло Беллинати (Paulo Bellinati) (родился в 1950) – один из самых прославленных гитаристов и композиторов, написавший неисчислимое множество работ для соло-гитары и гитарных ансамблей, глубоко исследовавший музыку Джобима, Гарото и Бадена Пауэлла. Его пьеса "
Carlo's Dance" посвящена сыну, обладающему очень характерным синкопированным стилем танца. Именно его танец вдохновил на создание ассиметричного ритма в 5/4 в пьесе, начинающейся в мягкой манере, а затем переходящей к более свинговый ритм. Первоначально написанная для гитары и электробаса, пьеса была адаптирована мистером Беллинати специально для LAGQ. Мистер Букингем играет в ней на флейте. "Carlo's Dance" переходит непосредственно в одну из самых популярных пьес Беллинати для гитарного квартета – "
A Furiosa", посвященную LAGQ. Название относится к традиционным марширующим ансамблям, состоящим из медных духовых, язычковых инструментов и ударных, процветавшим в Бразилии в начале 1900-х. они обычно выступали на корето - открытых круглых площадках на площадях провинциальных городов. В "A Furiosa" заразительный ритм максиксе (maxixe) (известный как "бразильское танго", предшественник самбы), а мистер Рикард аккомпанирует на кайоне (сajon). Начальная часть воспроизводит загадочную атмосферу джунглей, затем пьеса становится жизнерадостной и ностальгической, как будто слушатель попадает на импровизированный концерт на городской площади. Кульминацией становится ударная интерлюдия, когда мы на гитарах имитируем балукаду – традиционный ударный ансамбль. Финальной кодеттой мы мы посылаем прощальный привет Амазонии и музыке Бразилии.
- Вильям Каненгизер (William Kanengiser)
Что же касается записи и многоканального микса, то тут та же самая схема, что и на двух первых дисках LAGQ - один гитарист в одном углу. С сохранением того же технического недостатка - колоночного звучания, достигнутого благодаря полному разделению звуков по канала. Иллюзия сглаженности достигается сдабриванием звука добавлением (или записью оригинального) эха и прочих акустических атрибутов игры в помещении, но до записей
- как до луны пешком. В целом, конечно, впечатление положительное, и звук на приличном уровне, и сама музыка хороша. А многоканал спасает пространственное акцентирование взаимодействия игроков. Но, даже статические записи конкорда, где по сторонам разбросаны второстепенные инструменты, не делающие мелодии, выглядят более приятно и органично. Сюда 5.