[attachmentid=5207]
Начальная интродукция – мощная величественная, проникнутая серьезность мелодия, фактически предвосхищающая Бетховена. Дольше также нет искрометной жизнерадостности галантного века, печальная, но при этом, как не парадоксально, светлая музыка. Она исполнялась в наглухо зашторенном соборе и жизнеутверждение пробивается из темноты и печали через музыку.
Нижеследующий комментарий значим по нескольким обстоятельствам. AliaVox выпускает диски, которые при всем объеме интернетовского распространения музыки, будут существовать. При чем, диски только в таком виде, как специальное издание, вызывающее трепет, когда его держишь, рассматриваешь, открываешь, читаешь, и выживут в рамках информационного глобализма. Но фирма уходит от канонов представления материала. Буклет не довесок к диску с информацией об, а самостоятельно, составляющее с вместе с диском нечто мульти-информационное издание на семи языках. История вокруг произведения, философское эссе, комментарий с разъяснениями библейского текста. Последние очень характерно для представлений литургического плана. Их назидательный примитивизм созвучен либретто тех же страстей Баха, поэтому не стоит этому удивляться, правда, как и умиляться тоже. В этом издании не находится места чисто музыковедческому описанию произведения, и мне не первый раз попадаются комментаторы недовольные этим. Лично я особой ущербности не ощутил.
Цитата("Коммерсантъ Weekend" № 4(50) от 08.02.2008 г.)
Распространение аудиозаписей в MP3 (легальное и нелегальное) тому виной или что-то еще, но издания академической музыки на CD стали время от времени претендовать теперь на особый статус. Мол, это не просто пластиночка с музыкой, а еще и нечто отдельное, особое, что должно прослушивание музыки превратить в специальный опыт и специальное переживание. Вот пример — ярче не придумаешь. Собственно, это запись "Семи последних слов Христа" Гайдна (в оригинальной, оркестровой версии), произведения достаточно известного. Композитор сочинил его по заказу духовенства кафедрального собора в испанском Кадисе: семь оркестровых пьес должны были исполняться в Страстную пятницу, сопровождая размышления молящихся о страданиях Христа. Здесь "Семь слов" исполняют Жорди Саваль и его оркестр Le Concert des Nations; при этом не только использованы аутентичные инструменты, но и запись проходила в том самом кадисском храме, а между пьесами отдельными треками следует чтение соответствующих отрывков из Евангелия на латыни. Казалось бы, чего ж вам еще — особенно если учитывать, что исполнение-то и само по себе первоклассное? Ан нет, слушателю предлагается, во-первых, велеречивое эссе о гуманизме с цитированием Достоевского, а во-вторых — аж два художественно-публицистических комментария, написанных нобелевским лауреатом Жозе Сарамаго и католическим публицистом Раймоном Паниккаром. В чувствительных этих комментариях о Гайдне и его музыке почти и слова нет (да и религиозная сторона произведения подана как-то обобщенно-гуманистически, если уж на то пошло). Все это, пожалуй, очень хорошо рифмовалось бы с традиционным исполнением музыки Гайдна, тяжеловесным, слезливым и нудноватым. Но это другое исполнение: чистое, концентрированное, деликатно сбалансированное, почти акварельное по колористике, однако и не лишенное при всем том какой-то сангвинической живости, которая нет-нет да и мелькает в интонациях, во фразировке, в тонкой сладости тембров. И впечатляет музыка в итоге самой своей безоблачной, совершенно самоценной, несколько даже замкнутой в себе красотой — при которой любой внешний комментарий кажется по меньшей мере ненужным.
По пространственному представлению записи - восторг с первых тактов. Звук не только охватывает вас. Уже в интродукции, он импульсами вперемежку с общим фоном вибрирует вокруг.
Музыка – 10
Запись - 10
Многоканальность – 10
PS для меня издание знаковым оказалось еще по одной причине. Есть места, комментариями, которых пользуюсь при поиске интересного. Здесь же комментарий вышел после заказа, и если бы не около новогодняя задержка и после того как получил диск. Вроде как рука на пульс легла.