[attachmentid=5289]
Drawing Restraint 9Фильм «Рисуя границы-9» стал результатом творческого сотрудничества двух талантливых людей – режиссера Мэттью Барни и певицы Бьорк, записавшей саундтрэки к фильму.
Союз оказался плодотворным.
В творчестве певицы не чувствуется склонность к поп-музыке или беспокойным экспериментам, музыкальное видение Бьорк – это сочетание чувств и техники, противостояние экспрессии и модернизма, новшеств.
В собственном мире Бьорк умещаются спокойные и эксцентричные элементы ее современного творчества; Мэттью Барни – перспективный художник, в чьей претенциозной скрупулезной работе зашифрован тайный смысл, обеспечивший непосредственную эстетическую награду.
[attachmentid=5290]
Мэттью Барни более известен за Цикл «Кремастеры» (последовательность из 5 фильмов, созданная более чем за 10 лет), ставший темой недавней ретроспективы в Гуггенхайме: «Работа Мэттью Барни мультимедийна в исполнении, но исключительно сфокусирована на концепции: плотное слияние скульптуры, исполнения, архитектуры, компьютерной графики и эффектов, музыки; в фильмах Барни представлен весь спектр кинематографических ресурсов, богатство разнообразными сюжетами, взятыми из мифологии истории спорта музыки и биологии». Основой метода Барни является эффективное напряжение между скульптурой и фильмом: долгое внимание к чувственной детали и эстетичность придает каждому характеру, костюму, артефакту, архитектурной позиции в его работах эффект вечности скульптуры – пока эти компоненты подвержены процессам радикального перелома и изменения.
БЬОРК[attachmentid=5291]
Хотя ее музыкальный талант и далеко идущие планы часто способствовали созданию новых песен кинематографической направленности (например, альбом «The Bachelorette» к драме Джона Барни), отправной точкой, пожалуй, считать надо саундтрэки «Selmasongs» к фильму Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», в котором Бьорк также снялась в главной роли. Этот альбом надежно закрепился в своем номинальном характере и в музыкальном театре в качестве основополагающего жанра, здесь же композиции Бьорк должны соответствовать творчеству Барни, в котором абстрактное повествование только подразумевается.
[attachmentid=5292]
Это светлое качество фильма «Рисуя границы-9» (как факт, как аллегория, как художественное оформление) предоставляет Бьорк уникальную возможность творить с помощью множества ее талантов, результатом чего становится новый ошеломляющий музыкальный альбом: слышен хрупкий голос арфы, клавесина и челеста; объемный звук оркестра достигается за счет трубы, тромбона, гобоя, детского хора, и, наконец, единственный неповторимый голос Бьорк.
Подобно экспериментам с капеллой во все-звуковом альбоме «Medulla», в новом альбоме голос Бьорк звучит как музыкальный инструмент, однако, с поразительно гибкой структурой, слышимый близким шепотом, словно некачественная запись на диктофон, или дико искаженным ревом. Но голос Бьорк – это просто один инструмент в пределах общего видения всего альбома саундтрэков; как и подобает творческой личности, певица в основном сторонится стиля ее предыдущих соло-альбомов.
Единственное исключение – песня «Gratitude» («Благодарность»), с которой начинается альбом саундтрэков. Во время просмотра фильма мы слышим, как Уилл Олдхэм распевает письмо Генералу МакАртуру от японского жителя, благодарящего Соединенные Штаты за снятие моратория на китобойный промысел; именно Мэттью Барни адаптировал текст письма, а Бьорк, положила стихи на музыку. Это вежливое послание подтверждает народные корни китобойного промысла, но также тонко отражает все нюансы истории и политики, окружающие сообщение.
САУНДТРЭК[attachmentid=5293]
Заметим, что саундтрэки Бьорк первоначально ориентировались на музыкальные традиции Японии. Избегая без усилий дешевые пародии или этнические клише, Бьорк написала блок запоминающейся музыки для одного старинного традиционного инструмента, шо.
Шо – очень сильный инструмент, плотные обертоны достигаются благодаря уникальной структуре: 17 тростниковых и 15 специальных трубок создают звуки; проворно перебирая пальцами, можно блокировать или заглушать определенные звуки, чтобы получалось десять оттенков-групп или «aitake», считавшиеся достойными японского императорского суда в VIII веке. Переходы между оттенками едва различимы, время летит незаметно, когда слышны эти строго определенные аккорды. Таким образом, музыка этого инструмента отражает тематику фильма «Рисуя границы-9»: отношения творческой силы и сопротивления.
Музыка, написанная Бьорк для шо, была исполнена Маюми Маята, одним из первых музыкантов в мире, исполнявших композиции на этом инструменте, среди других музыкантов – Джон Кэйдж и Тору Такимитсу; в фильме певица играет на этом инструменте. Чтобы найти нужный музыкальный эквивалент оперного ритуала фильма, Бьорк работала с филологами театра Нох, создавая новое музыкальное оформление стихотворения Мэттью Барни, спетого в образцовых интонациях низким рычащих звуковым методом традиционного японского стиля. Фетровая музыка с основной взывающей силой – результат перемежения ударных инструментов и высоких звуков.
Обеспечивая контрапункт для старинного инструмента и современных композиционных методов, Бьорк сохранила связь с электронной музыкой неослабленной.
Присутствие давних коллег Бьорк – Марка Бэла, Валгера Сигурссона и Лейла – расценивается в данном случае, как своего рода эквивалент протезной и машинно-созданной работе Барни; их вклад расширил сложность музыкальных идей Бьорк:
в песне «Petrolatum» Бэл преобразует бас-партию, созданную Бьорк на основе традиционных японских танцев, чтобы отметить прибытие танкера, перевозящего вазелин, в бухту;
в песне «Bath» одинокий голос Бьорк противостоит дрожащей текстуре компьютерной музыки Акиры Рабле, создавая эквивалент водной тематики фильма;
в песне «Storm» Лейла кодирует припев Бьорк на плотном листе обработки, мелодично моделирует неисправную корабельную электронику, замкнувшуюся из-за ползучих потоков вазелина.
Западные работы о Японии обычно зациклены на блещущем городском постмодернизме; саундтрэки Бьорк для фильма «Рисуя границы-9» показывают свежую чистосердечную возможность принимать японскую культуру и историю серьезно и творчески.
[attachmentid=5294]
Подобно ее роли Гостя в фильме, этот альбом представляет нам ее испытание ее собственных возможностей, подвергающихся странным, но убедительным метаморфозам, дающим ростки на новой территории. Объединяя глубокие переживания с рискованной бодрящей независимостью, Бьорк делает свои поиски очень заметными. Однозначно чувствительный отклик, саундтрэк к фильму «Рисуя границы-9» так же является выдающимся. Как и фильм, к которому относится, он восхитителен.
Хотя Бьорк уже писала саундтрэки до этого, ее сотрудничество с Мэттью Барни при создании «Рисуя границы-9» – это намного более глубокий и естественный союз; они партнеры по жизни, теперь и в творчестве. Вклад Бьорк в создании фильма отражает слияние современного и старинного, органического и технологического – темы, скользящие во всем ее творчестве, особенно в последних работах, например в альбоме «Medulla». Пересекающиеся мотивы Запада и Востока также прослеживаются в визуальном и музыкальном оформлении фильма: взрыв в бухте Нагасаки, в фильме показана история двух западных гостей, попавших на японское китобойное судно. Детали, например костюмы, отразились в музыке Бьорк, вдохновленной синтоистскими браками, чайной церемонией, культурой китобойного промысла: фильм начинается с песни "Gratitude", в которой звучат вокал Уилла Олдхэма, детский хор, и арфа Зиены Паркинс для оживления письма 1946 года Генералу МакАртуру от японского жителя. Благодаря генерала за снятие запрета с китобойного промысла, автор подчеркивает связь фильма с жизнью и смертью, жертвой и преобразованиями. Тем временем, тоскливые песни "Shimenawa" и "Antarctic Return" включают музыку, исполненную виртуозом инструмента шо, японского тростникового духового инструмента, создающего тонкие и сложные группы звуков, органических и эфирных одновременно, Маюми Мията. Кульминационная песня альбома "Holographic Entrypoint" есть результат вдохновляющих традиций театра Нох; сущность простоты – грубый и вопящий вокал, резкие звуки, песни тем более мощная и таинственная, поскольку такая простая. Аналогично в песне "Pearl" («Жемчуг») звуки шо сочетаются с тяжелыми, Medulla-подобными, иногда с придыханиями, снова показывающими готовность Бьорк издавать звуки, которые могли и не быть красивыми без соответствующего разбавления. Пожалуй, самое поразительное в фильме «Рисуя границы-9» – это смесь и контраст красоты и насилия. "Ambergris March" вызывает искрящееся, мечтательное восхищение, тогда как в "Hunter Vessel" во времени смешиваются все события. Масса трэков Бьорк олицетворяет эту двойственность: звуковой уровень в песне "Bath" успокаивающие, напротив, в песне "Storm" прослеживается хаотическая мощность. Хотя работа «Рисуя границы-9» более экспансивная и абстрактная, нежели «Medulla», она вызывающая и стоящая, заставляет ждать следующие работы творческого союза Бьорк/Барни.
- сильно меня впечатливший содержанием. Многоканальность используется вовсю, "спокойные" треки чередуются со "звуком отовсюду". Такие моменты, как вокал певицы, записанный раз пять - хор одного человека со звучанием из разных точек, или звенящие в воздухе колокольчики, просто не могут быть в стерео. Поставлю 9, так как тут, при всей выразительности и "необходимости", простовата схемка. Да и в названии оценка сразу указана.