Цитата(Naxos)
"Музыка на воде" и "Музыка королевских фейерверков" – две хронологически крайние точки работы Генделя в Лондоне. Первая была написана в его первые годы в Англии, предположительно в 1717, для увеселения короля и его свиты во время речных прогулок по Темзе, вторая создавалась к празднованию подписания мира в А-ла-Шапель в 1749. В обоих случаях требовалась музыка для исполнения на открытом воздухе – форма, в которой Генделю необходимо было проявлять определенное мастерство, пока он был придворным композитором в Ваксхоле. Как гласит популярная легенда, своим долгим пребыванием в Лондоне Гендель обидел принца Ганноверского, а примирение было достигнуто посредством "Музыки на воде", сочиненной для путешествия нового короля на барже от Уайтхола до Челси и увеселения королевского двора во время ужина. Эта история, ранее имевшая хождение, сейчас считается вымыслом, поскольку никакого примирения с королем Георгом не требовалось. Тем не менее, из некоторых документов того времени видно, что барон Кильмансег, чья жена, известная как Слониха, была единоутробной сестрой короля, заплатил оркестру из пятидесяти музыкантов, чтобы те исполнили только что написанную Генделем музыку для развлечения короля на вечернем приеме на Темзе 17 июля 1717 года. В точности не известно, сколько из исполненной музыки было написано Генделем и сколько из исполненного вошло в три сюиты, которые составляют "Музыку на воде". Есть основания полагать, что данное собрание включает в себя большую часть из того, что исполнялось в 1717, хотя порядок исполнения неизвестен. Из трех сюит, позднее аранжированных редакторами, первая описывается как сюита для рожков – из-за преобладания в ней этого инструмента, во второй основную роль играют трубы, а третья – музыка для исполнения во время королевского ужина.
Речная прогулка по Темзе 1717 года была довольно успешна. А вот "Королевские фейерверки" 1749 года если в музыкальном отношении и удались, то с точки зрения пиротехники были полной катастрофой. Фейерверки были назначены на апрель 1749 в Зеленом парке для празднования подписания мирного договора при А-ла-Шапель, положившего конец Австро-Венгерской войне предыдущего года, и в ознаменование восхождения на австрийский престол императрицы Марии Терезы. Гендель, поначалу без особого желания, все же предложил публичную репетицию своих "Королевских фейерверков" в садах Ваксхолла – коммерческое предприятие, в котором он регулярно участвовал с 1732 года. Сотня музыкантов играла перед аудиторией в более чем двенадцать тысяч человек. Неделей позже "Фейерверки" сыграли в Зеленом парке как прелюдию к основному событию и возможный аккомпанемент для предварительного осмотра королем искусно сделанной "машины", являвшейся центром внимания. Сами фейерверки разочаровали, а правый павильон, примыкавший к основному зданию, загорелся.
"Музыка королевских фейерверков" к тому времени уже имела шумный успех в Ваксхолле. Гендель должен быть добавить струнные инструменты к основной партитуре, в которой, по высочайшему повелению, превалировали духовые, и представить свою работу как часть благотворительной программы в помощь больнице Томаса Корама для найденышей. Еще большего ожидалось от оратории "Мессия". Работа состоит из пяти частей, открывается увертюрой в обычном французском стиле, затем идут Bourrйe (французский танец) и две пьесы, символизирующие Мир и последующее Празднование. Сюита заканчивается двумя менуэтами.
А многоканальная запись - совсем никакая, даже если не вспоминать работы Полигимнии... Стерео, причем не самое выдающееся; тылы практически отсутствуют; в центре - наислабейшее эхо. 2.