Цитата(Энциклопедический справочник «Джаз. ХХ век»)
Уильямс Бастер
Charles Anthony ‘Buster’ Williams Jr.
17.04.1942, Камден, шт. Нью-Джерси
Контрабасист, один из ведущих мастеров современного джаза. Херби Хенкок сказал о нем: "Бастер, играя блуждающий бас, берет ноты так, что все вокруг свингуют".
В детстве увлекался ударными инструментами, затем отец научил его играть на контрабасе, в 1959 году изучал теорию музыки в Филадельфии. В начале 60-х годов выступал с Джином Аммонсом, Сонни Ститом, Бетти Картер, Сарой Воэн, Нэнси Уилсон, в 1965–68 играл в группе Crusaders, сотрудничал с Бобби Хатчисоном, Ли Морганом, Сонни Роллинзом, Кенни Баррелом, Майлзом Дэвисом, Херби Манном, Артом Блэйки, но настоящего признания добился, выступая в 1969–73 в группе Херби Хенкока. В дальнейшем играл с Маккоем Тайнером и Мэри Лу Уильямс, а в конце 70-х годов собирал собственные ансамбли (самый известный — Phase Two) и входил в трио Кенни Баррона или Мела Уолдрона. В 1990 году выступал на Московском фестивале с квинтетом Buster Williams’ Something Else.
Цитата(Нечто большее @ чем мейнстрим. ВЕДОМОСТИ)
...Квартет Бастера Уильямса поначалу чувствовал себя в этом подвале несколько скованно. Барабанщика Ленни Уайта все время что-то не устраивало: то подзвучка, то один из барабанов. Пианист Дэнни Гриссетт начал первую композицию с каких-то общих мест. В первом соло саксофониста Маркуса Стрикленда его холодность восприняли как неуверенность в себе. Публика поначалу тоже была напряжена. Еще бы! Ведущий концерта Михаил Митропольский передал требования музыкантов не курить и не шуметь, а маэстро Уильямс даже передразнил кого-то, говорившего по мобильнику. Но со второй композиции («Триумфальный танец бабочки» Уильямса) все и вся как будто подменили: стало ясно, что квартет Бастера Уильямса — это музыка для музыкантов. Длинные, минут по двадцать композиции, состоящие из темы и импровизационных соло — одно за другим. При этом без малейших экивоков в публику — без легко узнаваемых цитат, без эффектных каденций и затянутых пауз. Сам Уильямс не исполняет выигрышные темы, а солирует в порядке общей очереди. И к тому же никак не настраивает на восприятие — только однажды, перед антрактом назвал сыгранные темы и остроумно закончил: «А сейчас краткая, но значимая пауза — антракт!»
Играли репертуар самого Уильямса, за исключением темы Телониуса Монка Epistrophy. Что неудивительно: Уильямс после смерти Монка воссоздал его квартет с пианистом Кенни Бэрроном. Недавно вышло переиздание записей Монка с Джоном Колтрейном, где Epistrophy есть даже в нескольких вариантах, на которые не преминул музыкально намекнуть в своей импровизации (на тенор-саксофоне) Маркус Стрикленд. И выяснилось, что «джаз для джазменов» может быть не чемпионатом по скоростному перебиранию клапанов и клавиш, а музыкой — на редкость поэтичной, чтобы не сказать — загадочной.
Квартет 65-летнего Бастера Уильямса, за свою карьеру успевшего поддержать безупречным ритмом всех классиков джаза — от массовика-затейника Эролла Гарнера до непредсказуемого Майлза Дэйвиса — вот уже двадцать лет выступает под маркой Something More — «Нечто большее». Точное название! К тому современному мейнстриму, который у нас считается чуть ли не академической дисциплиной, музыка Something More относится так же, как, скажем, стиль Андрея Платонова к прозе его современников. Все вроде бы из тех же слов и предложений, из тех же нот и гармонических конструкций, но о чем-то совсем другом — определенно большем, чем мейнстрим.
Бастер Уильямс знает, где в джазе поэзия
Дмитрий Ухов
12.07.2007, №127 (1901)
Цитата
Есть в истории джаза музыканты, которые, не будучи лидерами коллективов, не стоя на авансцене, не «снимая сливок» славы, по сути, повлияли на развитие джаза не меньше инициативных и харизматичных его идеологов. Контрабасист Бастер Уильямс - в числе таких.
...Не надо забывать и о том, что Уильямс принадлежит к поколению джазовых «мастодонтов», а их осталось не так много...
Единственный многоканальный SACD у этой
конторы, но зато какой! Руководствовались похоже - "Если уж делать, так шедевр!". На коробке в 2-х местах указание - "FOR THE BEST RESULTS THIS DISC SHOULD BE PLAYED ON AN SA-CD PLAYER WITH 5 FULL-RANGE SPEAKERS." - О содержащейся внутре бомбе уже можно догадаться!
Навороченный микс с таким же исполнением приподнимают планку довольно высоко и надолго! Геометрию маримбы я так и не раскусил: сначала показалась по-диагонали от правого фронта в левый тыл, а потом началась пьянка с разгулом - сверху, сзади, слева-впереди перекатами с щекотанием ушей; рояль определил слева, но как-то неоднозначно - звучит объёмно во всём пространстве; ударные, как повелось, широко перед вами; сам Уильямс впереди незаметно солирует. Вообще невероятно играет - демонстрационный 7-й трек - вариация Адажио - красивейщей композиции из концерта для гитары и оркестра "Concierto De Aranjuez" Хоакина Родриго - Бастер в одиночку на контрабасе 5 с лишком минут обрисовывает грусть и нежность произведения, потрясая своими пассажами, чётким и упругим звучанием инструмента. К тому же многоканальность здесь обозначила исполнителя во весь рост, прямо перед слушателем! И настолько детально, ещё бы чуть-чуть и можно было бы разобрать местоположение каждой из 4-х струн! Кажется слышно (видно) место где Уильямс струну зажимает, или когда скользит по ним повышая/понижая тон. Этот трек (как в общем и весь диск) можно использовать как тест для акустических систем.
Шедевр, каких мало!