Цитата( Буклет )
Музыкальная история чешской нации почти три века часто оказывалась каким-то семейным делом. Преданность нескольких поколений одной семьи к выступлениям, обучению и композиции было явлением в чешской музыкальной жизни с семнадцатого века до настоящих дней. В восемнадцатом веке самыми известными, в значительной степени из-за их воздействия на немецкую музыку, представителями этой традиции были семьи Стамица и Бенды. Хотя эта тенденции уменьшилась к романтичной эре, знаменитые семьи музыкантов все еще оставались жизненной частью чешской культуры, и, охватывая девятнадцатое и двадцатое столетия, самым известным из этих музыкальных династий являются: Дворжаки и Сук.
Первый известный Сук в этой выдающейся линии был композитор Йозеф. Родился в Богемской деревне Кршечовице, его музыкальное образование сложилось подобно многим провинциальным музыкантам - обучение у отца, который также был местным преподавателем и хормейстером. Кульминационный момент музыкального обучения Сука был год между 1891 и 1892, проведенный учеником Антонина Дворжака в пражской консерватории. После этого карьера Сука разделилась между профессиональной игрой на скрипке – в основном второй скрипкой в Чешском квартете - и композицией. Хотя некоторые из работ 1890-ых и демонстрируют сходство со своим учителем, Дворжаком, появились и многочисленные признаки отчётливого личного стиля с преобладающими особенностями: минорными мелодиями, прекрасным чувством инструментальной созвучности и склонностью к меланхолии.
К началу двадцатого столетия Сук приобрел ясный композиционный голос, а музыка его зрелости отличается значительным признанием и новизной, в особенности это касалось больших оркестровых работ: Созревание (Zrбnн), Летняя сказка (Pohбdka lйta) и Азраил. Хотя звездная репутация Яначека и Мартину по сложившейся в наше время тенденции затеняет достоинства гения Сука, в конце концов, благодаря выступлениям и записям он начинает проявляться из тени. Несмотря на то, что его связь с Дворжаком, сцементированная браком с любимой дочерью композитора Отилкой (Otilie) в 1898, была центральной в творческой жизни Сука, его музыка была гораздо больше, чем просто расширение стиля преподавателя.
Самая большая работа Сука, Симфония Азраил – название происходит от библейского ангела смерти - сильно перевязана с трагедией. Идиллическое счастье нескольких лет брака с Отилкой внезапно оборвалось в 1904 со смертью Дворжака. Неожиданный смерть тестя 1 мая 1904 стала начальным толчком для пятичастной симфонии, но горе Сука обострилось год спустя со смертью его молодой жены, Отилки. Когда это произошло, Сук уже закончил три части симфонии и работал над четвертой. После этого еще большего удара, он отбросил существующую четвертую часть и планы относительно финала в вариациях, а заменял их двумя частями Адажио, полностью закончив симфонию в 1906.
Первая часть сразу производит впечатление выразительного излияния горя, вызывающее ощущение опустошения, предвосхищая Шостаковича с его исключительной мощью. Хотя и написано в память о Дворжаке, фактически ничего нет в музыкальном языке этой экстраординарной части, чтобы можно было охарактеризовать ее как производную. Личные моменты отмечены с помощью 'мотива смерти' (повышающаяся и понижающаяся пара увеличенных кварт) из музыки Сука к пьесе Радуц и Махулена (Radъz a Mahulena), пара, чью любовь он ассоциировал со своими отношениями с Отилкой. В целом, часть заключает трагедию потери в капсулу, усиленную моментами полного благополучия.
Далее следуют две более коротких части: первая использует тему, выступающую реминисценцией, вполне уместной, хроматического главного мотива Заупокойной мессы Дворжака 1891, развивая ее в интенсивный и ужасающий траурный марш. Третья часть - фантастически скерцо, полное мастерской оркестровки и смягченных контрастов, которые одновременно поддерживают и увеличивает зловещий тон предыдущей части; ее центральный раздел, хотя богат ностальгией, предполагает только краткую отсрочку. Это более благосклонное настроение, однако, всплывает в четвертой части - первой из двух, написанных определенно об Отилке - предлагающей хрупкое утешение перед возвращением очевидно уже непреклонной трагедии в поразительном финале. 'Смертельный мотив' барабанами объявляет заключительную часть, широко растекающуюся от горестных вспышек в начале, через энергичный, иногда гротескный центральный раздел этой части к преуменьшенному и конечно несентиментальному утешению коды. Посвященный 'великодушной памяти Дворжака и Отилки', симфония Сука Азраил - шедевр поздне-романтического репертуара, который несомненно можно сравнить по возможностям и эмоциональному диапазону с Брукнером и Малером.
Ян Смачны (JanSmaczny)
Горестная и очень печальная трагедия. До этого от Ондина представлял
6-я Чайковского, тоже трагическую. Но там Рок – от судьбы не уйдешь, а здесь пронзительные сожаления, воспоминания, скорбь. А вот оркестр на фирме записывают похоже, чуть ближе фронтов, от чего картина разворачивается вширь, слегка теряя в глубине.
Музыка – 10
Запись – 10
Многоканальность – 9
PS Есть второй экземпляр, могу передать в хорошие руки.