Цитата(перевод описания от лейбла)
Одновременнно вышедший на SACD и CD, альбом The Passage представляет оркестр стальных инструментов Calypsociation со специальным гостями Michael Brecker, Paquito D'rivera, Hugh Masekela.
Когда виртуоз игры на steel pan (дословно - "стальная тарелка") Andy Narell прибыл в Париж в 2001 году, он меньше всего ожидал найти там великолепный шумовой оркестр (steelband) или возможность впервые записать его так, что бы полностью были переданы впечатления от нахождения прямо в центре огромного, гремящего оркестра.
Narell, скорее всего, больше всего знаком публике как музыкант-первооткрыватель металлического барабана для современной музыки. Так же он заслужил большую известность как исполнитель - на его представления собираются легионы поклонников из разных мест. Narell выпустил 14 альбомов и записывался с Marcus Miller, Chucho Valdes, Bela Fleck и многими-многими другими. А в 1999 он стал первым не-тринидадцем, участвовавшим в легендарных соревнованиях "Panorama", где он довел до финала оркестр Skiffle Bunch из 100 игроков. Специально написанная композиция "Coffee Street" стала классикой жанра.
Andy Narell и в студии является асом и непосредственно вовлечен в запись, сведение и мастеринг своих дисков. Не случайно многие аудиофилы используют его работы для демонстрации качества звучания своих систем.
Все таланты Narell'a вместе проявились в The Passage, записи с участием самого Narell'a, шумогого оркестра Calypsociation и трех величайших джазовых солистов - Michael Brecker, Paquito D'Rivera и Hugh Masekela. The Passage был записан и смикширован с использованием самых передовых технологий для передачи всей волнительности звука стальных барабанов и был выпущен в двух форматах : CD и SACD с многоканальным звуком (5.1), помещающим слушателя прямо в центр оркестра!
История The Passage начинается одновременно в двух местах : в Париже и Испанском Порту на Тринидаде. Парижская часть началась, когда Narell приехал в Париж и узнал о существовании Calypsociation.
"Я приехал сюда для того, что бы давать уроки весной 2001," вспоминает Narell. "Когда они заиграли чать из 'Coffee Street', я через пару минут понял, что хочу работать с этой группой."
Связь между Narell'ом и Calypsociation была настолько тесной, что оркестр выбрал его для управления, написания и аранжировки двух десятиминутных композиций для второго Европейского Фестиваля Шумовых Оркестров. Музыка звучала настолько приятно и опыт совместной работы оказался настолько полезным обоим сторонам, что Narell продолжил работать с Calypsociation - результат сотрудничества и задокументирован на этом диске. Мы вернемся в Париж после краткого знакомства с акустикой стальных барабанов.
Спустя 63 года после изобретения steel pan в Тринидаде, он стал символом политики, религиии и классовой борьбы. Каждый год, прямо перед Карнавалом, вся страна собирается на популярнейшем национальном состязании барабанщиков, известном как Panorama. Известные оркестры, насчитывающие до 100 или более игроков, выстукивают чуть ли не в 300 барабанов экстравагантные десятиминуные произведения таких маститых композиторов/аранжировщиков, как Len "Boogsie" Sharpe, Ray Holman и Clive Bradley.
Громоподобный, ударный, полиритмичный шум огромных оркестров - каждый со своими дробящимися басовыми барабанами и приджазованными мелодиями, перемещающимися от отделения к отделению - захватывает до дрожи в коленках. И это почти невозможно записать.
В живом выступлении человеческий слух может различать тончайшие нюансы музыки благодаря пространственному распределению и глубине большого стального оркестра. Для усиления впечатлений многие слушатели сами ходят между исполнителями внутри оркестра, занимая свободные места. Если вы лично не присутствовали в центре шумового оркестра во всей красе - значит вы никогда не слышали эту музыку так, как она а самом деле звучит. До сих пор.
Narell был обеспокоен этим долгие годы и понял, что такая запись предоставляет возможность попробовать что-то революционное. "По техническим причинам," объясняет он, "записи шумовых оркестров имеют тенденцию к одномерному звучанию. Очень трудно поймать мощь баса и пространственное взаимодействие секций, и чистоту всех внутренних частей. Так даже цифровые записи выглядят маленькими и жестяными по сравнению с массивным величием настоящего звука.
Для этой записи мы разместили микрофоны везде вокруг оркестра для передачи настроения игры 30ти человек в пространстве большой студии. Затем мы наложили каждую из 8 секций оркестра на живое исполнение для получения четкой стереопары для каждой секции. Так я получил элементы, необходимые для создания микса, который помещает вам прямо напротив оркестра.
Это только стерео микс. Многоканальный 5.1 SACD является новаторским в нескольких смыслах. Очевидно, что это первая объемная запись шумового оркестра. Но это не главное ее достоинство, продолжает Narell. "Так как многоканальный звук это новый формат, все экспериментируют и существует несколько устоявшихся направлений. Вместо того, что бы взять стерео микс и добавить несколько вещей в тыловые каналы для интереса, как делают многие звукорежиссеры, я решил использовать эту технологию для помещения слушателя в сентр шумового оркестра. Впечатления потрясающие!"
Отступаяя от электроники, The Passage это совершенно неординарная музыка. Для начинающих, альбом предлагает уникальную точку зрения на музыку шумового оркестра, навеянную жизненным опытом в джазе, мировой музыкой и студией звукозаписи. Приглашение трех джазовых мастеров в качестве солистов на ступень повысило уровень альбома.
"Многие джазовые музыканте не воспринимают шумовые оркестры серьезно", говорит Narell. "Для меня очень важнен был не только уровень исполнителей, но и их уважительное отношение к музыке. Mike, Paquito и Hugh превзошли мои ожидания, которые сами по себе были очень высокими. Они добавили записи целое новое измерение. Они играли так чудесно и звуки их инструментов, солирующих напротив оркестра, для меня стал волнующим впечатлением."
От себя же добавлю, что многоканальное звучание действительно помещает слушателя в центр оркестра или близко к нему, обволакивающя атмосфера достаточно ярко выражена и интересна вместе с самой музыкой. Миксу - 8.