Многоканальность для народа

Разговор с Эллиотом Шайнером (Elliot Scheiner)

[attachmentid=4034]
Один из самых значимых людей в мире многоканальной музыки – не музыкант, хотя он и играл на ударных с группой Джимми Баффетта (Jimmy Buffett) the Coral Reefers. Он и не продюсер в полном смысле этого слова, хотя у него есть репутация в этой сфере, например «The Way It Is» Брюса Хорнсби и Range и «Hell Freezes Over» группы Eagles.

Все же Эллиот Шайнер в первую очередь звукоинженер – не то положение, которое обычно признается музыкальными фанатами. Но за последние 35 лет работа Шайнера в качестве звукоинженера была признана музыкальной индустрией множество раз. Он 16 раз номинировался на Грэмми, выиграв по одной для «Aja» и «Gaucho» группы Steely Dan и три для «Two Against Nature», альбома-возвращения группы 2000 года. Теперь его студийный опыт дал ему возможность стать авторитетом в многоканальном сведении. Его новая карьера в объемном звуке началась пять лет назад, когда он смикшировал «Hell Freezes Over» для DTS 5.1 CD. С тех пор Шайнер продвинулся к выпуску DVD-Video, DVD-Audio, и Super Audio CD для таких известных записей как «The Dance» Fleetwood Mac, «A Night at the Opera» Queen и «Hotel California» Eagles.


Недавно, Шайнер пригласил нас в Presence Studios в Вестпорте (штат Коннектикут), чтобы показать нам свою работу над шестиканальной DVD-Audio версией шедевра R.E.M 1992 года, «Automatic for the People». На момент выхода этой статьи ожидаемое время появления его на прилавках было - конец сентября – он наступает на пятки другому проекту Шайнера для этой группы, DVD-A их последнего альбома «Reveal». Сейчас в Presence Шайнер начинает свой последний день работы над «Automatic for the People», и песня, над которой он работает – задумчивая кода "Find the River."

«Важно сохранить целостность оригинального альбома», - говорит Шайнер, - «особенно этого, потому что он стал совсем классикой. Первое, что я сделал, перед тем как начать делать ремикс – это просто послушал и сделал заметки, чтобы убедиться, что мы будем все делать правильно. Но, в действительности, у меня нет представления, как будет проходить микширование, пока я не подключу мультитреки».

Я в Studio A с Шайнером. Ему ассистирует представитель R.E.M. Джейми Кандилоро (Jamie Candiloro), который также ассистировал на создании новой версии Reveal – изначальную версию альбома он тоже помогал записывать. Кандилоро пришел не с пустыми руками: «Я поговорил с [басистом R.E.M] Майком Миллзом (Mike Mills) и [оригинальным звукоинженером] Клифом Норреллом (Clif Norrell). Я хотел удостовериться, что они мне доверяют. Я хорошо их знаю и большей частью знаю, чего они ждут. Я знаю, где их зоны комфорта... Я также провел небольшое исследование. «Automatic for the People» - это альбом, где для некоторых песен было записано несколько разных версий. Так что, важна тщательность – вернуться и найти все нужные кассеты... Потом, все посмотрят, что сделали мы с Эллиотом. Вот, что произошло с «Reveal». Группе очень понравилось. «Reveal» - совершенно другая запись, но обе очень хорошо подходят для объемного звука. «Automatic» так хорошо сделан... А DVD-Audio дает альбому возможность дышать».

Пришло время Шайнеру «подключить мультитреки» для «Find the River». Утро переходит в день, пока он слушает каждую инструментальную и вокальную партию, чтобы определить их положение и уровень звука для шестиканального микса.

Он начинает с барабанов Билла Берри (Bill Berry), изолируя малые барабаны, а затем бас-барабаны. Шайнер делает длинные паузы и внимательно слушает. Комментируя оригинальную стерео-версию «Automatic», он указывает, что «барабаны в основном довольно далеко» - и Кандилоро соглашается, на секунду отрывая взгляд от записей. Они работают вместе над ревербацией в двух объемных каналах, и Шайнер часто поворачивается к каждому из динамиков.
Басы и акустические гитары Питера Бака (Peter Buck) - следующие в очереди, а за ними - орган. Затем Шайнер возвращается к партиям барабанов и уделяет немного времени добавлению и удалению индивидуальных элементов из секции ритмических инструментов.

Теперь он изучает фортепиано, бубен и пальцевые тарелочки – обнаруживается, что во всей песне тарелочки звучат лишь два раза. Внимание обращается к отчетливой фразе аккордеона. Затем идет шейкер – «Сухой?», - громко спрашивает Шайнер. «Кажется, да», - соглашается Кандилоро.
Шайнер располагает аккордеон, в основном, в левом тыловом канале, а орган - в правом, и микс обретает форму. Фортепиано звучит в обоих, а акустические гитары и основная секция ритмических - целиком во фронтальных левом и правом, с басами и барабанами в центральном канале.

Внезапно наступает бодрящий момент, когда ведущие вокальные партии Майкла Стайпа (Michael Stipe) вырываются отовсюду. «Я делаю одно и то же с лидирующими вокальными партиями почти во всех своих миксах», - говорит Шайнер. «Стайп в каждом динамике, но он немного ниже в центральном и тыловых динамиках. Некоторые звукоинженеры ставят лидирующий вокал только в центр. Фрэнк Филипетти (Frank Filipetti) – он любит центр. Я все еще боюсь это делать. Никогда не знаешь конфигурации динамиков в чьем-либо доме». Затем Шайнер ставит сопровождающий вокал в тыловые динамики, чтобы они не вырывались, а легко парили.

Наконец, прошло несколько часов, основной микс готов – но работа еще не закончена. Теперь начинается кропотливый процесс A/B сравнений оригинального стерео варианта со свежей многоканальной версией. Шайнер первый, потом Кандилоро. «Это фортепиано в припеве звучит достаточно громко?» - спрашивает Шайнер. «Да», - отвечает Кандилоро. Попереключав вперед-назад еще немного, Шайнер остается неуверенным: «Я усилю это фортепиано». В это время Кандилоро понимает, что акустические гитары на постепенном затихании звука в конце песни слишком громко звучат, и исправляет это.

Следующий - ваш покорный слуга! Шайнер поманил меня к пульту, и, знаете, это настоящее удовольствие переключаться между стерео и объемом – поскольку становится видно, что шестиканальное сведение Шайнера – одно из лучших, искусная смесь утонченности и динамичности. И R.E.M. никогда не звучала так резонансно, как она звучит в DVD-Audio.

Теперь, когда его работа действительно закончена – «для большей части песен я все делаю за день» - Шайнер снова подчеркивает важность A/B сравнений. «Вчера мы работали над «Nightswimming», которая состоит только из струнных и фортепиано. Но там разные партии струнных. Мы думали, что захватили все, но обнаружили, что нам не хватает частей. Так что, многоканальное сведение – непрекращающийся процесс сравнений с оригинальным альбомом».


Насколько непрекращающимся должен быть этот процесс? Шайнер вспоминает сведение «A Night at the Opera» группы Queen для переиздания на DVD-Audio. "Весь альбом в итоге занял восемь недель, а «Bohemian Rhapsody» как минимум две недели из них. Даже в последний день там обнаружилась вещь, которую я никогда раньше не слышал. Одна мелодическая линия, точнее пол-линии, где Фредди Меркури дублировал свою лидирующую вокальную партию. Никто не заметил. Я просто случайно щелкнул переключателем в середине этой полулинии, переключив с многоканального на стерео, и услышал разницу».

После того, как Шайнер и оригинальный продюсер «оперы» Рой Томас Бейкер (Roy Thomas Baker) закончили свой ремикс альбома, появился гитарист Брайан Мэй (Brian May), и началась работа над исправленным ремиксом. Шайнер говорит, что по сравнению с оригинальной записью, «Брайан хотел изменить звук своих гитар, особенно в «Bohemian» и «The Prophet's Song». Он сказал: «Я так устал слушать гитары, звучащие вот так. Я не могу вынести того, что они такие яркие». Он хотел, чтобы они не были такими раздражающими и неприятными».
"Еще Брайан заставил меня переместить некоторые вещи. В «Bohemian», где доходит до оперной секции, я первоначально поставил фортепиано в задние из-за тех четвертей: та та та та, та та та та. Все, кроме этого участка, угасло. Но Брайан сказал, «Можем ли мы чуть-чуть вывести ее на фронтальные?» Я так и сделал... в общем, на меня это просто производит другое впечатление. Я думал, что моя версия лучше, потому что привлекает внимание, это было что-то необычное, неординарное. Но это мое мнение. Брайан – артист. Его имя на записи, не мое».

Как бы то ни было, Шайнер не боялся стоять на своем, когда считал это необходимым. «Ну, «The Prophet's Song» заняла целую вечность, и в определенный момент я перестал ее воспринимать. Я прошел через период «делайте что хотите, мне все равно». Потом я понял, что это неправильно. Я сказал Брайану: «Мне совсем не нравится, что я позволил тебе взять все в свои руки, и я больше не вношу свой вклад. Мне кажется, мы наделали ошибок». Он сказал, «О, и не говори». И он был совершенно открыт. Я рисковал испортить отношения из-за того, что был невежлив – я представил ужасные последствия, и то, как я буду приносить извинения за свое отношение. Но я должен был что-то сказать, и он был за это благодарен».

Шайнер соглашается, что ремикширование старых альбомов может быть «жутко сложным». С другой стороны, «я скоро закончу работать над «The Nightfly» Дональда Фагена (Donald Fagen) для DVD-Audio, и я помню буквально все об этой записи, потому что я был звукоинженером всех основных треков и делал стерео сведение». Даже несмотря на это, «Дональд обеспокоен тем, каким получится ремикс. Он хочет, чтобы все было идеально. Поэтому он приедет сюда, в Presence, для работы над ремиксом». Позже я услышал предварительную шестиканальную версию диска с «Nightfly», и, судя по ее точному звуку и панорамной звуковой сцене, можно не сомневаться, что постоянные фанаты этой крайне ожидаемой записи не будут разочарованы.
Одним из первых многоканальных проектов Шайнера был DTS 5.1 компакт-диск «Gaucho» группы Steely Dan. Возможно, он снова займется этим альбомом для создания Super Audio CD. Изменит ли он что-нибудь в таком случае? «Вероятно. Когда я закончил микс Gaucho для 5.1 компакт-диска, Уолтеру [Беккеру] и Дональду понравилась каждая песня. Но сейчас, когда мы сделали объемную версию «Two Against Nature», они считают важным поставить басы и барабаны куда-нибудь назад».


«С Gaucho вышла смешная история. Сразу после выхода DTS диска, я был в комнате для прослушивания музыкального магазина. Подошел продавец и сказал: «Вас интересует что-нибудь с объемным звуком?» Я сказал: «Еще бы». Он ответил: «У меня только один такой диск» - и это оказался Gaucho. «Я его для вас включу», - сказал он, – «но не думаю, что вам понравится. Весь звук идет сзади, неожиданно выскакивая то там, то тут». Я сказал, «Ладно, дайте мне его послушать». Он включил первую песню, «Babylon Sisters», и сопровождающий вокал стал выскакивать. Он сказал «Поняли, о чем я?» И я ответил [полусерьезно]: «Да, да.» [смеется] Беспокоит ли Шайнера то, что некоторые люди так относятся к его миксам? «Это нормально, что кому-то что-то не нравится. Так же было со стерео… так всегда будет. Но я получаю одобрение у группы или артиста. Как только они скажут: «Мне нравится» - моя репутация восстановлена. И если я могу радовать артиста чем-то новым, это делает меня по-настоящему счастливым.

«У меня есть хороший друг, Том Доус (Tom Dawes), который когда-то был в группе Cyrkle [у нее были хиты «Red Rubber Ball» и «Turn-Down Day»]. Том никогда раньше не слышал объемного звука. Он однажды пришел ко мне, когда я заканчивал микс. И вздрогнул, у него была ухмылка на все лицо. «Когда я микшировал «The Dance» группы Fleetwood Mac для DVD-Video, группа поначалу вообще не собиралась этого касаться; они собирались отправиться в тур. Я сказал: «пожалуйста, в последнюю ночь работы, придите и послушайте». Они даже не представляли себе, что такое 5.1. И они пришли. Услышали первую песню и у них отвисли челюсти. Когда программа была окончена, Линдси Бакингэм (Lindsey Buckingham) сказал мне: «Я не представляю, как теперь можно будет вернуться к стерео».

Шайнер неукротим в своем энтузиазме, когда дело касается многоканальной музыки. «Мне просто очень нравится она в целом», - улыбается Шайнер. Вообще-то, ему она так сильно нравится, что он только что стал соучредителем джазовой звукозаписывающей фирмы Bop City Records, вместе с друзьями-звукоинженерами Элом Шмиттом (
Al Schmitt) и Эдом Чирни (Ed Cherney), и намерением, в конце концов, выпускать десять новых альбомов в год – все в объемном звуке.

До этого Шайнер год работал консультантом по DVD-Audio в Warner Music Group. За это время он сделал несколько из своих известных многоканальных релизов, включая один проект, который, из-за производственных задержек, еще не увидел света на момент написания этой статьи: классический «Moondance» Вана Моррисона (Van Morrison) 1970 года, альбом который изначально микшировал Шайнер. «В Warner был большой список других проектов, над которыми я хотел бы работать», - замечает он. «Там было несколько альбомов Led Zeppelin. Я всегда пытался найти тех звукоинженеров, которые работали над оригинальной композицией, для создания многоканального микса. Поэтому мы нашли Эдди Крамера (Eddie Kramer) – но Джимми Пейдж просто не хотел тогда этим заниматься. Я был бы счастлив услышать Led Zeppelin IV. Он был в списке».
«Toto IV» - первый Super Audio CD Шайнера, и за ним пойдут другие. «Я хочу работать и с DVD-Audio, и SACD», - подчеркивает он. «Я сторонник объемного звука… Я думаю все должно свестить к тому, чтобы Sony и Panasonic сказали: «Ладно, мы будет друг друга поддерживать». Нужно просто сделать устройства, которые бы читали все».

Он также считает, что ключевым является автомобильный рынок. «Как только эти форматы попадут в машину, люди начнут говорить: «Это невероятно». Но куда поставить центральный динамик? «Помните в старых машинах – например в Chevy 56 года – у вас был один моно динамик сверху на приборной панели, и звук отражался от ветрового стекла? В новой системе Panasonic, которую я видел, они туда и поставили центральный динамик, и он нормально работает».
Перед тем как я покинул Presence Studios, мой разговор с Шайнером вернулся к «звуку, внезапно выскакивающему то там, то тут» - или, как он сказал по поводу истории про Тома Доуса из Cyrkle, «эффекту вздрагивания».

«Брайан Мэй (Brian May) сказал, что Queen понравился эффект. Он сказал, что если бы у них была эта технология 25 лет назад, вероятно, так они бы и сделали.
«На днях, я играл «Bohemian Rhapsody» на демонстрации. Ко мне подошел парень и сказал: «Я должен тебе сказать, когда я первый раз услышал твои ремиксы, я был совершенно сбит с толку». Я сказал: «Да, некоторые так считают. Лично я – нет”. Но потом он сказал: «После того как я послушал объемный звук и привык к этой сфере, теперь меня совершенно не волнует, что откуда звучит».
Слышал ли Шайнер хотя бы один из тех своих миксов, которые он считает слишком агрессивными? «Я бы не сделал ничего вроде того, что вы слышите в «Miss E . . . So Addictive» Мисси Эллиотт». Этот микс на DVD-Audio отличается тем, что звук часто выпрыгивает на слушателя из противоположных углов. Тем не менее, Шайнер говорит: «Я был совершенно очарован тем, что сделал Джимми Дуглас (Jimmy Douglass). Я сидел в центре комнаты, слушал, и думал: «Это блестяще». Каждому – свое.

«Когда дело касается объемного звука, единственное, что по настоящему меня беспокоит – то, что из-за высокой скорости воспроизведения, я что-то упускаю. Я делаю один или два прохода по записи, что обычно подразумевает 360% замедление. Но на этом все. Сведение должно быть музыкальным.
«Все же, мне нравится эффект вздрагивания. Я не против, если основные инструменты будут звучать сзади. Я вообще ничего не считаю отвлекающим».
- То есть, вы не против, если я поворачиваю голову и поглядываю назад?
«Нет, мне это нравится. На моем DTS 5.1 CD «Brand New Day» Стинга, есть одна песня, «Perfect Love . . . Gone Wrong», где у него говорит французская женщина. Вы слушаете музыку, и внезапно появляется голос – и он именно там [указывает на пространство за его левым ухом]. Даже сегодня, когда я ее слушаю, я ловлю себя на том, что поворачиваюсь, будто там кто-то есть. И мне это очень нравится. «Я не хочу просто окружать кого-то звуком. Я хочу его развлечь».

Элиот Мейзер (Elliot Mazer)
Микшируя Дженис… и Нила

[attachmentid=4035]
"Oh, the weather outside is frightful, but the mix is so delightful…" («Погода на улице ужасна, но микс согревает душу». Обыгрывает известную строчку песни Синатры) Нет, на улице не шел снег, когда я отправился к продюсеру/звукоинженеру Элиоту Мейзеру этим летом, и подобная божьему гневу гроза обещала скоро закончиться. Но я был бы более чем рад тому, чтобы на улице пошел небольшой дождь, потому что внутри я наслаждался закрытым предварительным прослушиванием двух легендарных альбомов, которые исходно помог записать Мейзер и которые он сейчас ремикшировал в 6 каналах: «Cheap Thrills» группы Big Brother and the Holding Company, где представлена Дженис Джоплин (на Super Audio CD) и «Harvest» Нила Янга (на DVD-Audio). Мейзер собирался приступить к работе над новым DVD-A «Sinatra at the Sands», когда я позвонил.


Кен Ричардсон (Ken Richardson)
- Когда я говорил с Нилом [для февральского/мартовского выпуска 2001 года], он сказал, что только часть «Harvest» будет многоканальной. Нужно ли было его убедить ремикшировать весь альбом в DVD-Audio?

- Нил и я решили, что мы не будем этого делать, если результат не будет сносить крышу также как оригинал… В общем, вы чувствуете себя среди музыкантов, когда слушаете ремикс «Harvest» в окружении своих динамиков. Хотя яркие песни первоначально записывались с усилителями в амбаре. Нам даже пришлось поставить микрофоны снаружи амбара, чтобы записать отражения от холмов; это основа звуков среды этих записей. А по поводу того, как были распределены члены группы, посмотрите на фото на обороте LP!

- Как вы работали с центральным каналом в «Harvest» и «Cheap Thrills»?
- Я его использовал для разных вещей. Обычно, я кладу голос или инструмент во все три фронтальных канала. В реальной комнате звук никогда не исходит из конкретного места.

- Кто-нибудь из членов «Big brother» слышал законченную версию «Cheap Thrills» на SACD?
- Они еще не получили диски, потому что у них нет SACD плееров. Но Лора и Майкл Джоплин - сестра и брат Дженис - приходили в студию. Они послушали и им понравилось.

- Вас не беспокоит то, что эти два альбома появятся в разных форматах?
- Нет, мне нравятся оба формата, и я счастлив, что оба альбома будут звучать так хорошо. Но производители аппаратуры должны сделать больше устройств, которые бы играли оба формата. Фанат, которому нравится Джеймс Тейлор (James Taylor) не должен покупать два плеера, чтобы услышать его альбомы от Warner Bros. и Columbia.

- Есть ли какие-нибудь сведения других звукоинженеров, которые вам понравились?
- Да – сведение Джорджа Мессенбурга (George Massenburg) «Little Criminals» Ренди Ньюмена [на DVD-Audio] и сведение Элиота Шайнера «Brand New Day» Стинга [на DTS 5.1 CD].

- Вы только что купили новые динамики для дома. Почему вы решили купить новые?
- Мои старые стерео динамики были размером с холодильник. Я хотел одну систему, которая бы работала со всем – от винила до объемного звука. Я выбрал систему NHT Evolution M6. В корпусах левого и правого фронтальных динамиков есть сабвуферы, и у меня есть еще отдельные сабвуферы для объемного звука. Система очень гибкая. Я могу по-разному настроить задние каналы, если захочу.

- Почему людей должна волновать многоканальная музыка?
- Она легче захватывает слушателя, чем самая дорогая стерео система. Дешевая система объемного звука обладает большими достоинствами, чем стерео система за ту же цену… Звукозаписывающие компании, рынки аппаратуры и пресса должны сообщать людям о достоинствах DVD-Audio и Super Audio CD.

- Но, в век MP3, может ли высококачественное аудио покупаться массами?
- Я не думаю, что МР3 может пробрать человека как следует.


Sound and Vision Magazine, Сентябрь 2002