Это оказался для меня не проходной диск и по многим причинам.
Ну, сначала, приятно держать диск в руках на четвертый день его релиза, это мелочь, но вдвойне приятно, что это были Гольдбергские вариации от Гульда. Гульд у нас на виниле издавался: перепечатка с Партитами, первой части Clavier-Ьbung. Это же, четвертая часть Клавирных упражнений в исторической записи Гульда, записанной между прочим только моно. Естественно, интересно было услышать многоканальную запись, поэтому и ждал на предзаказе. То, что это не реставрация, а «
перепредставление» собственно узнал, когда диск получил, и почти месяц его переваривал. Ссылка на форуме позволяет упрощенно пояснять, что это такое. Система распознавания образов для одного инструмента, в данном случае ф-но, программа была написана для него, позволяет выявить не только основной тон, это задача решалась давно, но разобрать аккорд, определить силу удара по клавишам, длительность удержания, работу педали (с форте – проще, с пиано – сложнее, т.к. она коррелирует с силой удара). В результате получается high-definition MIDI, который проигрывается на Yamaha Disklavier Pro, который, как указано в буклете, в восемь раз более точный, чем, чем обычный Дисклавир для домашнего использования. А запись сделали в Гульдовской студии (Гульд был затворником, большую часть своей творческой жизни публично не выступал, только записывался) на его семидесятичетырехлетие. Это был результат работы «Горчичной» фирмы и ее программы.
Для меня же начались размышления: будет ли эта запись Гульда. Сразу возникла ассоциация с трактовкой Соляриса у Тарковского, можно ли считать мыслящим существом матрицу памяти? Но ответ тогда (у Тарковского, рассуждения тридцатилетней давности) и сейчас совпадает. Сравнивать только по адекватности. Как только будем искать «искру божью» или «первородство» попадаем в схоластику. Именно это и делали работники Зенфа, являясь одновременно и дипломированными программистами и музыковедами не без русских корней. А потом, мы же сопоставляем и отождествляем качественную (да и не только) запись на диск с собственно исполнителем. Да, есть оговорки, но суть сохраняется.
На этом фирма не остановилась. Они установили dummy голову с всенаправленными микрофонами вместо ушей перед «роялем» по высоте и расстоянию как голова Гульда, и записали в стерео варианте(ухов то два), что представлено как binaural.
А теперь, что получили. Сначала с двууховостью. Подспудно надеялся, вдруг изображение вперед сдвинется, но чуда не произошло. Микрофоны квадратичные приборы, в отличие от ушей, и фазу не ловят. Получили стерео, но перед клавиатурой: слева басы, справа – высокие, в отличие от стерео для обычного слушателя рояля, где басы звучат справа (обычная геометрия – басовые струны длиннее).
Многоканальность. Как я понял, у создателей всё внимание было сосредоточено на идентичности записи, окружение по результату для них похоже было вторично. Студия Гульда явно «глухая», что для записи моно и стерео совсем неплохо, но для красивой (воздушной) пространственности хорошо бы более живой зал, главное не переборщить с реверберациями, такие примеры нам
известны. Да и дисклавир не отличается пространственным звуком рояля. Они записывали в пять микрофонов сверх двух «ушных», только стоило им писать в стиле Чески, квадрупольной системой микрофонов из одной точки прослушивания. «Рояль» стоит на уровне колонок у выглядит достаточно плоским со слабой глубиной. Я не проверял в большом зале, ну ожидаю, что местоположение инструмента поползет вместе колонками. Потому за пространственное решение как бы мне не хотелось, больше шести не получается. А про запись, мне остается верить, что я слышу Гульда (с того света через пятьдесят лет), но на виниле я в это же верю. А сам замах – это шедевр в стиле овечки Долли.
PS Прослушал на бОльшей базе. Как и ожидал, звук расширился, и их девятифутовый дисклавир принял нормальные размеры. Он также несколько впереди линии фронтальных колонок и все-таки плосковат (по звуку), хотя в большом зале запись слушается естественнее, ей просто не хватает размера. Да, тембр звучания дисклавира весьма выразительный и в значительной мере выигрывает у тембра в оригинальной записи (сравнивал по Партитам).