Цитата( музыкальный словарь Гроува )
Гомилиус (Homilius), Готфрид Август (2.2.1714, Розенталь, — 2.6.1785, Дрезден). Немецкий композитор, органист, кантор. Ученик Баха. С 1742 — органист дрезденской церкви Фрауэнкирхе, с 1755 работал также в церквах Кройцкирхе и Зофиенкирхе. Наряду с Долесом был ведущим протестантским композитором своего поколения; сочинил ок. 60 мотетов, свыше 200 духовных кантат и магнификатов, ряд пассионов, ораторий и др. Стиль музыки Г. прочно укоренен в традиции барокко; вместе с тем в ней намечаются предклассические черты (гомофония, простые мелодии). Сочетание полифонии в духе Баха и Пахельбеля с более новыми стилистическими тенденциями присуще также хоральным прелюдиям и др. пьесам Г. для органа.
Цитата
"Он был безспорно самым большим нашим церковным композитором," писал лексикограф Э. Л. Гербер спустя несколько лет после смерти Гомилиуса в 1785. В результате разрушения Церкви Креста (Kreuzkirche) во время Семилетней войны, длительное время церковный органист, ученик Баха, Гомилиус исполнял свои профессиональные музыкальные обязанности в основном в Церкви Богоматери (Frauenkirche) в Дрездене. «Страстная кантата» (Passionskantate) была хорошо принята и получила широкое распространение в XVIII и XIX веках. Благодаря своей популярности она была издана в 1775 Брайткопфом в полной партитуре - редкая честь, предоставленная в 18-м столетии только одним Страстям ("Смерти Иисуса" Грауна). Текст описывает события Страстей с очень личной точки зрения: история сосредотачивается не сколько на фактических событиях, сколько на чувствах свидетелей этих событий. Субъективный характер рассказа отражен в очень драматично отдмеченном стиле речитативов, которые представляет прелестный контраст выразительному хоровому письму и мелодически акцентированным ариям.
С выпуском этого диска Страстная кантата теперь может быть "вновь открыта" в превосходной интерпретации, представленной известными мировыми солистами, Баслер Мадригалистен и Нойен Дюссельдорф Хофмьюзик под руководством Фритца Нэфа.
Цитата( буклет )
Сын священнослужителя, Готфрид Август Гомилиус родился в Розентали (Саксония) 2 февраля 1714. Его обучение проходило в основном в школе (Annen-Schule) в Дрездене, где он еще учеником иногда исполнял обязанности органиста. В мае 1735 Гомилиус зачислен студентом в Университет Лейпцига. В Лейпциге он опять активен как музыкант, в это время, очевидно, он замещал при случае Иоганна Шнайдера, органиста Церкви Св. Николая. Одновременно, он принимал также участие в представлениях вокальных работ Иоганна Себастьяна Баха. Согласно Иоганну Адаму Хиллеру, в Лейпциге он принадлежал к близкому кругу учеников Баха.
В 1742 Гомилиус занял место органиста в новой дрезденской Церкви Богоматери. В этой должности он приобретал репутацию мастер своего дела. В 1755 Гомилиус наконец стал приемником Теодора Кристиана Райнхольда как органист и музыкальный директор главных дрезденских церквей - место, которое он занимал до самой смерти 2 июня 1785. Несмотря на звание, его работа была сосредоточена в Церкви Богоматери, а не Церкви Креста, потому что последняя была разрушена прусской артиллерией в 1760 во время Семилетней войны, а здание, которое ее заменило, открылось только после смерти Гомилиуса.
Наследие Гомилиуса включают более чем 60 мотетов, 180 церковных кантат, 11 ораторий, четыре Магнификата, два сборника хоралов, ряд песен Вольных каменщиков и много произведения для органа (в значительной мере хоральные прелюдии, некоторые с обязательным инструментом в мелодии). Его работы были очень популярны и широко распространены в своё время. В 1776 Иоганн Фридрих Райхардт написал, что Гомилиус "сейчас вероятно до некоторой степени лучший церковный композитор". Спустя несколько лет после смерти Гомилиуса, лексикограф Эрнст Людвиг Гербер вынес вердикт (1790): "Он был несомненно нашим самым главным церковным композитором". Сегодня, почти 1400 в основном современных копий его кантат - достаточное доказательство их былой популярности.
Представленная Страстная Кантата была самой распространенной работой дрезденского органиста в 18-м столетии. Ее известность произошла частично из факта, что в 1775 она была напечатана в полной партитуре Брайткопфом в Лейпциге: редкая честь, которой была раннее удостоены в 18-м веке только одни Страсти, а именно, "Смерть Иисуса" Карла Генриха Грауна. Более чем 70 рукописей и множество либретто для представлений - дальнейшее свидетельство исключительной популярности работы.
Страстная Кантата, в отличие от других, основанных на Священных писаниях, Страстей-ораторий, не использует библейский рассказ о страданиях Христа. Этот тип Страстей обладал все большей популярностью в первой половине XVIII века. Однако, сначала такие Страстные кантаты слушали по большей части на светских концертах, и только постепенно они попадают в церковные службы. К сожалению, мы пока не располагаем точными сведениями о ситуации со Страстями в Дрездене во времена Гомилиуса. Но очевидно, что была возможность для существования бок о бок обоих типов Страстей, потому что Гомилиус, как известно, написал пять независимых Страстных оратории в дополнение к крупномасштабным Страстям, основанных на каждом из четырех Евангелий, а также отмечается, что в церковных службах исполнялись оба типа.
Текст Страстной Кантаты на этой записи написан лёбнитцким пастором Эрнстом Августом Бушманном (1725-1775). Он не основан на пересказе библейских событий Страстей, а скорее просто умозрителен. В нем отсутствуют знакомые диалоги из Библии и их драматические образы, и, что также отсутствует, - нейтральный стиль рассказа Евангелий. Текст Кантаты отражает гораздо большую личную причастность, чем это делают тексты ораторного типа Страстей. Полностью в духе Просвещения, человек, как христианин, стоит в центре событий. Сосредоточие приходится не на сами действия, а на ощущения, пробужденные размышлениями о событиях. История Страстей – это возможность проникнуться человеческой виной и спасением через смерть Христа на Кресте.
Взгляд Бушманна придает хору видное место в Страстной Кантате. Хор олицетворяет общину верующих и представлен в общей сложности в семи законченный хоровых частях, а также в хоралах. Хотя текст Бушманна в значительной степени написан заново, большинство хоров все же основаны на Священном писании, хотя и не из рассказа Страстей. Бушманн использует умозрительные или субъективные тексты, часто из Ветхого Завета. Здесь Гомилиус главным образом выводит выразительный гомофонный хоровой стиль, богато варьированный оркестровым сопровождением. В двух из хоров, гомофонная первая секция сопровождается хоровой фугой, которая по диапазону и исполнению значительной мере уходит от хорового фугирования, обычного для того периода. Одна из этих двух фуг приводит к сокращенному повторению гомофонного начала, так, чтобы текст Библии был теперь представлен в форме A-B-A' для да-капо (повторной) арии (секция 17). Исторически, прием Страстной Кантаты, с выдвижением хоровых частей на передний план, был вполне обоснован.
Главным образом в ариях, Гомилиус стремится к простоте, чтобы снова и снова можно было почувствовать удовольствие. Основные аккорды изменяются всегда медленно, прекрасные мелодии имеют большее значение, чем контрапунктовые обработки, и даже весь оркестр совершенно подвластен одной мелодии, с инструментами, часто удваивающими ее или играющими в октаву, вместо независимого движения - типичная особенность арий того периода, и то, что придало той духовной музыке очень дурную репутацию в 20-ом столетии. Все же простота происходит не из-за отсутствия композиционного навыка, а от целей общества эпохи Просвещения: разделить удовольствие от искусства для широкого круга средних классов. Как раз арии, преданные идеалу простоты могут быть яркими характерными частями, каждая со своей собственной безошибочной печатью, что в достаточности демонстрируется в ариях Страстной Кантаты Гомилиуса.
Уве Вольф
Существует разрыв в знания (у меня, по крайней мере) от барокко до венской классики. Вроде как не было никого между Бахом и Моцартом, или почти не было, особенно если исходить из учебников. Вот и приходиться получать информацию случайно или из таких дисков как этот. Был Гомилиус, был популярен, а потом классицизм смыл всю популярность из памяти, время стало быть другое пришло. Оно и сейчас другое, только иначе, как бы внимательнее, на подробности прошлого обращаем внимание. Но это общности. Кантата действительно любопытна простотой, отсутствует баховские завернутые наслоения, хотя один такт мелодии учителя у Гомилиуса регулярно звучит. А вот о представлении произведения двойственные чувства. Записано замечательно, опят и работа с радио сказываются, а вот с передачей пространственности у Карус не заладилось, похоже здесь-то опыта не хватило. Все исполнители зажаты колонками сильно сжаты по глубине. Они практически сидят друг на друге, даже редкий орган не ушел в глубину или, как еще иногда бывает, не растворился вокруг вас. Изображение (звуковое, естественно) чуть глубже, чем стерео, а ведь даже в стерео оно может быть глубоким. И еще в основном пространственность представлено залом, его реверберациями. Это красиво выглядит, когда исполняются арии, и почти плоский орган не портит ощущений, а вот сплющенный оркестр, да еще с хором не очень то сильно впечатляет.
Музыка – 9
Запись – 10
Многоканальность - 6