Фред Джонни Берг (р. 1973) – особенный, новаторский норвежский композитор, располагающий необычно богатой палитрой звука и фактуры. Его музыка покрывает широкий диапазон жанров и предназначена для большого разнообразия ансамблей. Все его работы имеют безошибочный различимый отпечаток чрезвычайной новизны и подлинности. В дополнение к своей обширной карьере композитора, Фред Джонни Берг имеет заслуживающий внимания успех как писатель, певец и создатель фильмов.
[attachmentid=7907]
Музыкальный эрудит, естественно чувствительный к гуманистическим качествам музыки, Берг увлечен конфликтными областями между мелосом и формой, светлым и темным, пародийным юмором и глубокой меланхолией. Мощные мелодичные эмоции сочетаются с вертикальными и горизонтальными структурами, где диатонические, политональные и ладовые гармонии размещаются естественно в рамках его музыкальной вселенной. Отличительный, или даже освобождающий идиосинкразический подход Берга к музыкальному языку постоянно поражает: его голос воспринимается понятно и безошибочно как его собственный; как голос, который нельзя игнорироваться.
Берг - один из горстки композиторов, которые способны в своей музыке создать редкое переживание очаровательной тишины –
Концерт для Флейты № 1 Op.70 Берга содержит несколько таких моментов. Даже притом, что его инструментом выступает "обычный" оркестр, использующий “обычные” инструменты, возникает нереальная атмосфера спокойствия и божественного полета. В этой связи, одной из самых пленительных сторон является то, что он вообще не использует никаких минималистских или модернистских устройств; он просто позволяет музыке и ее внутренним особенностям полностью высказаться. В нашу эпоху постоянной лихорадочной суетливости, когда едва удается продумать какую-то мысль до конца, музыка такого типа имеет огромное значение: она дает слушателю шанс ощутить время как пользу и не как наказание. Концерт посвящен выдающейся флейтистке Royal Concertgebouw Orchestra Эмили Бейнон (Emily Beynon), его премьера прошла в Лондоне в феврале 2009.
[attachmentid=7905]
Флейтовая Мистерия (Flute Mystery) Op.66b - названия трека на этой записи - является другим примером спокойной, восхитительной работы, в которой звуки обычных инструментов объединяются вместе, чтобы произвести обворожительную новую сущность. Только послушайте первые несколько осторожных нот, организованных как унисон между флейтой и арфой; они обращаются ко внешности нашей каждодневности, к царству без времени, несущему всю работу.
С технической точки зрения музыкой Берга управляет неизменное, интуитивное понимание физиологии инструментов и отличительного слухового характера, а также ансамблевых возможностей; однако это ни в коей мере не мастерство, вначале проступающее в его музыку, а всеобъемлющее художественное движение. Эта работа существует также в версии для альтовой флейты (Op.66a).
Фред Джонни Берг, как художник иллюстратор, также в изобилии присутствует в своей музыке –
Vicino alla Montagna (Предгорья) Op.58b - музыка к фильму с тем же самым названием. Берг раскрашивает пейзажные панорамы твердой, уверенной рукой. И, со свой точки зрения создателя фильмов, он ищет длинные линии в художественном дискурсе - как Рихард Штраус в своей Альпийской симфонии, он использует все регистры выразительности оркестра, для описания великолепных кульминаций со всеми их внутренними и внешними гранями. Однако, в отличие от Штрауса, рисунок Берга и более темный, и более строгий: мы - определенно не в Альпах, а скорее в видавший виды горах северной Норвегии, где природа, а не человек, принимает решения.
[attachmentid=7906]
Симфоническая поэма Берга
Предупредительный Ноль (Warning Zero) Op.54b - другой пример его способности окрашивать звуки энергией. Медные ответственны за почти апокалипсическую атаку на слушателя - существует какая-то угроза и неизбежность в этой музыке; даже в более ярких пассажах деревянных духовых инструментов музыка не отдыхает, блуждая в поисках потерянного спокойствия.
Пастораль Op.32, № 1 является очевидно яркой и беззаботной композицией, которая только спустя некоторое время начинает волновать нас - это происходит из-за элегантного использования битональности, придающей пьесе истинное лицо двуликого Януса. Мы обратились к другому примеру композиционной неопределённость Берга - одному из основных элементов его музыки - в работе, остающейся открытой для любой интерпретации. Родная тональность - фа, которую постоянно "размывает" до-диез-минор и ре-бемоль-мажор.
В своей музыке Фред Джонни Берг показывает себя как человек, знающий, что жизнь, состоит из светлого и темного - но в отличие от большинства из нас он приближается к обеим сторонам со схожей неустрашимой решительностью; что добавляет еще одно качество к его музыке: убеждённость очевидца.
Волфганг Плагге, 2009Фред Джонни Берг родился в Харштате (Harstad), на севере Норвегии, 27 мая 1973. С начала своей композиторской карьеры он проявил себя своим заметным первоначальным голосом, который по многим вопросам находился в противоречии с традиционными направлениями и "измами" современного искусства в целом. Исключительно благодаря своему абсолютному энтузиазму он получил значительные знание в композиции и исполнении на нескольких инструментах; он - исключительный образец многогранного, музыкального эрудита.
Художественный проект Фреда Джонни Берга приспособлен для одной цели: создания подлинного, акустического результата – от части, он весьма успешен в его достижении. Как и его коллега Ианнис Ксенакис (Iannis Xenakis), он имеет многостороннюю подготовку, включающей и практические, и эстетические дисциплины Широкий опыт во всем от электроники и визуальной среды до местного радио и музыкально-исторических исследований внес свой вклад в основы его компетентности и понимания расширенного разнообразия предметов. Что принесло пользу его музыке во многих аспектах и это явилось одна из причин его отличительной самобытности как композитора. Многие из его диаметрально противоположенных интересов производят очаровательные результаты в его композиционном звуковом мире и в других многочисленных художественных областях, таких как создание фильмов, писательство и дирижирование, а также работа преподавателем и бизнес-менеджером.
Список работ Берга включает приблизительно 200 наименований, более 70-и опусов, включая и ряд заказных работ; за эти годы он сотрудничал со многими всемирно известными артистами, включая Владимира Ашкенази, сэра Джеймса Гэлвея и Леонарда Слаткина.
Сама музыка, ее исполнение, запись. Такое простая триада. Попробуем расписать ее.
Автор. Молодой композитор. Очередной Берг. Их у Гроува уже три, но этого пока нет. Тяготеет к нео-классике, в современном понимании. Тональные мелодии с разнообразнейшим звукоизвлечением. Вроде как популярная (в смысле легкая для прослушивания – easy listening) современная классика. Хождение мимо «измов» не совсем корректно. Берг (этот) часто делает ссылки в полутакт-такт на различных предшественников: им-, экс-прессионизм, Сен-Санс, Малер, Штраус.
Исполнение. Отличная флейта (в компании с арфой на первой композиции) и мягкое исполнение. Нет, эта музыка может греметь как в Предгорьях или напрягать ваш сабвуфер в начале Помни Флейтового концерта. Но в целом это очень нежная лирика.
Запись. Линберг расставляет исполнителей глубокой подковой, а в Концерте замыкает кругом. В последнем в тылу оказывается орган, это его бас напряжет ваш саб и зашевелит комнату. От микрофонов расстановка глубокая, и эта глубина ощущается не только впереди, но и сбоку, только при одном условии: надо повернуться в сторону инструментов. Не ощущается нами глубина боговым слухом (это, как и со зрением, не случайно и глаза и уши вперед направлены). Флейта и арфа почти рядом с фронтальными микрофонами, вот они при прослушивании вверху и оказываются. Мне не совсем понятно изначальное назначение этого зала-Коллизея: киноэкран, но горизонтальный пол, орган, но убогий подиум сцены, прямоугольная коробка где-то 25х15х10 м, с гладкими твердыми стенами – не очень вроде пригодна для записи (конечно заметно лучше 12 м2 кухни). Но Линберга он устроил – в Лондоне, к исполнителям поближе. К его четвертому диску на блю-рее окончательно устаканился формат подачи музыкального материала. Если на первом,
, использовались все возможные форматы DTS MA, DD THD, MC & stereo PCM и все в 192 кгц и были проблемы с навигацией (переключение звука только через меню), то, начиная с третьего диска,
, количество предлагаемых форматов звука уменьшилось до разумного минимума: DTS MA и PCM 2.0 на 192 кгц, а на представленном, последнем понизил частоту сэмплирования до 96. На 24 битах я это уполовинивание (потерю 4% динамики) не ощущаю.
Но зато нормальное переключение звука. Записывающих (не перепечатывающих) на блю-рей пока всего три фирма (еще AIX и StockFish) и 2L – первая и лидирующая в становлении нового музыкального формата.